Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Archive for the ‘Арт история’ Category

Зараут-Камар

Friday, October 3rd, 2008

В юго-западных отрогах Гиссарского хребта (Узбекистан), в горах Кугитанг, на высоте около 2000 м над уровнем моря, в ущелье Зараут-Сай находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник – грот Зараут-камар. Расписные изображения из этого грота были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым, неоднократно издавались и изучены достаточно подробно разными авторами. Первоначальные выводы о том, что роспись относится к эпохе палеолита оказались ошибочными. А.А.Формозов допускает, что роспись относится к мезолитическому времени или, во всяком случае, не раньше.

Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки. Здесь представлена третья, наибольшая по размерам (в поперечнике – более 60 см) группа изображений, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. “охотников” различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и “хвостатые” фигуры, очень похожие на тех, которых мы видели на аналогичной по содержанию фреске Чатал-Хююка, с поднятыми и натянутыми луками. У всех фигур первого типа из-под одежды выступают какие-то предметы: палки с загнутым вниз концом. Эту сцену можно трактовать по-разному: и как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф из цикла, о котром уже шла речь при рассмотрении сцены “корриды” из Ляско.

Зараут-Камар

Зараут-Камар

Кобыстан

Friday, October 3rd, 2008

Азербайджан. К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор Беюк-Даш, Кичик-Даш, Джингир-Даг и Язылы-Тепе, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто проф. Исхаком Джафарзаде в 1939 г. Результаты его многолетних исследований были изданы в 1973 г. в виде альбома-монографии. Исследования этих памятников продолжают Дж.Н.Рустамов и Ф.М.Мурадова. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями. По мнению А.Д.Столяра и А.А.Формозова они относятся к мезолитическому времени. Датировка подтверждается тем, что некоторые изображения перекрыты культурными отложениями, в том числе и позднемезолитическими. Много изображений животных: быков, мапалов, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.

Кобыстан

Кобыстан

Каменная могила

Friday, October 3rd, 2008

На юге Украины, недалеко от Мелитополя, в долине р. Молочной, в степи есть каменистый холм, который представляет собой выход коренных осадочных пород, в данном случае – песчаника. Холм подвергся сильному выветриванию, в результате которого на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом или вовсе предстают как случайные наборы прямых и кривых линий. Иногда же угадываются образы животных – быков, козлов. Некоторые исследователи, изучавшие изображения на плоскостях Каменной Могилы видят здесь даже мамонтов и носорогов.
(more…)

МЕЗОЛИТ искусство

Thursday, October 2nd, 2008

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8-9 тыс. лет. В областях более благоприятных, например, в Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче – 5-6 тыс. лет. Время между окончанием периода верхнего палеолита и началом нового каменного века (неолита) называется “мезолит”(10 – 5 тыс. лет тому назад). Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом, может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко. К концу мезолита или к началу неолита относятся некоторые памятники со спорными датировками: петроглифы испанского Леванта, Северной Африки, резьба по кости и рогу из Оленеостровского могильника. Из наименее сомнительных изобразительных памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимбетка в Индии.

Искусство скифов

Thursday, October 2nd, 2008

На заставке показан макет скифского кургана, в котором был похоронен вождь племени. Макет был сделан для выставки в Мюнхене “Золото скифов из собрания Эрмитажа”. На козлах, сколоченных из жердей, закреплены принесенные в жертву погребенному убитые всадники на убитых лошадях. Это – не фантазия дизайнеров выставки, а точное воспроизведение обряда похорон знатного скифа, описанного Геродотом в 4-й книге его “Истории”. В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Впервые о скифах мир узнал более 2,5 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей “Истории” Геродот, который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина “скифы”: этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др.), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские “раскосые и жадные глаза” – фантазия великого поэта.

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию – весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии.

Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть “европейскими скифами”, не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно “савроматы”, “массагеты”, “саки”, “сэ”. Их мы будем называть “азиатскими скифами”. Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и “чисто” скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Thursday, October 2nd, 2008

Обычно выделяют два больших периода – энеолит (медно-каменный век – переходный период от эпохи камня к эпохе металла) и бронзовый век.

С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества.

Прежде всего это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов.
(more…)

ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ

Thursday, October 2nd, 2008

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, – детей на сыром полу некоторых пещер.
(more…)

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Thursday, October 2nd, 2008

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы же в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи – каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода – каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения.
(more…)

ИСКУССТВО ЯПОНИИ

Thursday, October 2nd, 2008

Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Произведения в стиле суйбокуга создавались тушью, при этом показывалась игра света и тени на предметах, но отсутствовали контурные линии.

Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.
Японская живопись в VII веке была весьма еще проста и безыскусна. Представления о ней дают росписи на ковчеге Тамамуси из храма Хорюдзи, отображавшие те же сцены, которые воспроизводились на эмакимоно. Росписи выполнены красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Некоторые росписи на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с аналогичными росписями в Индии.

По мере дальнейшего распространения буддизма возник массовый спрос на культовые изображения. В связи с этим профессия художника стала очень распространенной, причем уже в VII веке среди мастеров, занятых созданием картин, развивалась даже специализация: одни делали общий набросок рисунка, другие раскрашивали его, третьи обводили контуры. Рисунки на полотнищах эмакимоно в VII-VIII веках имели весьма простой, близкий к символическому характер, изображениям не хватало динамики. Однако с течением времени художественное качество рисунков эмакимоно возросло, и лучшие из них весьма выразительны и совершенны.

С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. До наших дней дошла ширма под условным названием “Женщина с птичьими перьями”. На ширме изображена женщина, стоящая под деревом, волосы и кимоно ее украшены перьями. Рисунок исполнен легкими, струящимися линиями.

Для буддийской живописи с IX века характерными являются изображения мандалы, что на санскрите означает алтарь. При создании мандал использовались дорогостоящие материалы. Например, “Такао мандала”, хранящаяся в монастыре Дзингодзи, написана золотом и серебром на плотном фиолетовом шелке.

Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь… создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида.

Творческое воображение художников заработало вовсю. Примером такой картины является изображение бодисатвы, сохраняющего государство, из храма Кон-гобудзи. На дошедшей до нас части этой картины передано стремительное движение охваченной пламенем фигуры божества.

Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле, или стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле, или стиле ямато-э (живопись Ямато). В Х-XII веках стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера все еще писались в китайском стиле. В этот период получила распространение техника нанесения контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой.

В XI-XII веках появилось много выдающихся по технике исполнения произведений чисто светской живописи, включая портретную. Многие художники-профессионалы создавали картины только на светские темы, такие картины изображали и на складных ширмах и сёдзи.

Мы уже говорили о живописи на эмакимоно. Особенно большое распространение эмакимоно получили с XII века, когда художники, создавая их, стали работать в японском национальном стиле ямато-э. Религиозное содержание живописи на эмакимоно постепенно уступает место светским мотивам. Объектами изображения тут могли уже стать события японской истории, но трактуемые с точки зрения буддийской морали.

Одним из образцов исторической живописи эпохи Камакура является знаменитый свиток XIII века “Хэйдзи-моногатари”, на котором запечатлено восстание, поднятое в 1159 г. главой крупного самурайского клана Ёситомо Минамото. Как и миниатюры в древнерусских летописях, свитки, подобные “Хэйдзи-моногатари”, являются не только выдающимися памятниками искусства, но и историческими свидетельствами. Соединяя текст и изображение, они воспроизводили по горячим следам бурные события княжеских усобиц второй половины XII века, воспевали военные подвиги и высокие моральные качества вышедшего на арену истории нового военно-дворянского сословия – самураев.

О художественных достоинствах исторических самурайских эмакимоно (свитков) указанного времени можно судить по фрагменту из “Хэйдзи-моногатари” с изображением одного из эпизодов войны – “Битвы у Рокухара”. При яростном динамизме сцены и яркости ее художественного решения не устаешь удивляться степени проработанности отдельных деталей. А ведь это лишь один из фрагментов свитка!

Выразительны лица захлебнувшегося в крике, атакующего всадника с огромным луком в руках и мечом на поясе и бегущего справа от него пехотинца. Отлично выписана черная лошадиная голова на переднем плане. Более условны, почти как маски театра Но, напряженные лица самураев на заднем плане. Но и они поданы в броске, в движении. Развеваются красные ленты за шлемом бегущего слева воина с колчаном стрел за плечами, напряженно прижат к груди локоть его левой руки.

Мастерство художника в передаче движения, жеста не может не вызвать восхищения. И при этом – свободное владение всем многообразием цветовых оттенков, профессиональная точность в воспроизведении деталей самурайских доспехов, оружия, конской сбруи. В отличие от индивидуальных портретов самурайских военачальников – сёгунов, фактических правителей страны, где поэтизируется внутренний мир самурая, здесь, в рассмотренном фрагменте “Битвы у Рокухара”, воспевается внешняя сторона “самурайства” – храбрость, натиск, агрессия, безжалостность к себе и к другим.

Это противоречие самурайской эстетики и этики замечательно сформулировал живший в XVII веке поэт М. Кёрай в одном из своих трехстиший – хокку:

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету -
А на поясе длинный меч.

(Перевод В. Марковой)

Впрочем, противоречие ли это? Может быть, здесь, на новом уровне, воспроизводится извечная для японского духа и искусства гармония хаоса и космоса, красоты и беспорядка, кротости и жестокости, ярости и умиротворенности? Причем каждое из полярных качеств, свойств души и мира доводится художником до максимального напряжения и подобно тетиве натянутого лука. Да, воинам во всем мире – не в одной стране Восходящего Солнца – приходилось не только любоваться цветущей сакурой или хризантемой в монастырском саду, но и выполнять “черную работу” Истории – воевать, борясь за объединение страны, защищая ее от врагов. И высокий смысл искусства Камакура – времени расцвета бусидо и слияния его с философией дзэн – состоит в том, что оно воспевало очистительную, всепоглощающую силу долга, исполняемого и перед лицом смерти.

Ярким свидетельством появления светских мотивов в живописи стало состоящее из четырех свитков известное эмакимоно “Тёдзю гига” – сцены из жизни животных, в том числе животных, подражающих людям. Это эмакимоно написано тушью. Выдающимся по экспрессивности и технике исполнения является относящееся к XIII веку эмакимоно “Ямай-но соси”, изображающее людей, пораженных различными болезнями. Рисунки на этих свитках проникнуты своеобразным юмором.

Известно историческое эмакимоно “Повесть о монгольском нашествии. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. В буддийской живописи также появляются новые формы. Например. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. Стиль известного художника Минтё, писавшего свитки на буддийские темы, представляет собой нечто среднее между традиционной буддийской живописью и монохромной живописью.

Величайшим художником периода Муромати является Сэссю (1420-1506), который создал свой собственный стиль. Ему принадлежит выдающееся произведение японской живописи “Длинный пейзажный свиток”, датированное 1486 г., имеющее в длину 17 м при ширине 4 м. На свитке изображены четыре времени года. Сэссю был отличный портретист, о чем свидетельствует написанный им портрет Масуда Канэтака.

В последние десятилетия периода Муромати происходит процесс интенсивной профессионализации живописи. В начале XVI века возникает знаменитая школа Кано, основанная Кано Масанобу (1434-1530), который заложил основы декоративного направления в живописи. Одним из ранних произведений жанровой живописи школы Кано является роспись художником Хидэёри ширмы на тему “Любование кленами в Такао”.

С конца XVI века основными формами живописи становятся стенопись, картины на складных ширмах. Произведения живописи украшают дворцы аристократов, дома горожан, монастыри и храмы. Развивается стиль декоративных панно – да-ми-э. Такие панно писали сочными красками на золотой фольге.

Признаком высокого уровня развития живописи является существование в конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку. Сога, Хасэгава, Кайхо. Выдающиеся картины, созданные в этот период, принадлежат не только известным живописцам, но и оставшимся безвестными мастерам.

В течение XVII-XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи стиля ямато-э, т. е. старого японского стиля. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др.

Расцвет специфической городской культуры и сопутствующих видов искусства определил основное направление развития японского искусства в XVII-XIX веках. При этом подверглись изменению как формы “бытования” искусства, так и его общественная функция. Например, в архитектуре утратило свою ведущую роль культовое зодчество, зато была создана четкая отработанная форма жилого дома, имеющая не только практический, но и несомненный художественный смысл. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Высочайшего уровня достигла также гравюра на дереве, ставшая в XVIII-XIX веках главных видом японского искусства.

Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан – третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Ширма – вещь, имеющая точное функциональное назначение в интерьере японского жилища, предмет быта. Одновременно это – картина, произведение искусства, определяющее эмоциональный тонус жилища, предмет эстетического созерцания. Именно на парных ширмах написаны “Красные и белые цветы сливы” – самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.

Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. Происхождение их чисто практическое: поскольку традиционная одежда японцев не знает карманов, все необходимые мелкие предметы прикреплялись к поясу с помощью небольших брелоков – нэцкэ. Вместе с тем, сохранив свое функциональное назначение, нэцкэ превратились в силу непреходящих эстетических потребностей народа в разновидность тонкой миниатюрной скульптуры.

В нэцке преломился художественный канон средневековья в сочетании с ренесеансной раскованностью искусств в эпоху Эдо. Эти произведения миниатюрной пластики как бы сфокусировали в себе тысячелетия пластического опыта Японии: от диковатых догу Дзёмона, ханива Поздних Курганов до канонической культуры средневековья, каменных будд и живого дерева Энку. Из классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии, чувство меры, завершенность и точность композиции, совершенство деталей.

Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл, янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в высоту) мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц, персонажей народных, поверий. Расцвет того чисто городского вида прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века.

Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве – укиё-э. В свое время, в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомились с феноменом японского искусства. Между тем в самой Японии гравюру на дереве первоначально вообще не считали искусством, таким, как живопись на ширмах или на свитках. Возникшая на стыке искусства и ремесла, японская гравюра действительно имела все признаки массовой культуры – тираж, доступность, дешевизну. Не случайно ее так и назвали – “укиё-э” (слово “укиё” означает в переводе темное, мирское, обиходное”).

Мастера укиё-э добивались максимальной простоты и доходчивости как в выборе сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш.

Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618-1694). Первым мастерам многоцветной гравюры был Судзуки Харунобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его творчества – лирические сцены с преимущественным вниманием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви.

Подобно древнему изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой городской среде своеобразный культ утонченной женской красоты, с той только разницей, что вместо гордых хэйанских аристократок героинями гравюр стали изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо.

Художник Утамаро (1753-1806) представляет собой, может бьть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Одна из лучших его работ – “Гейша Осама” находится в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Необыкновенно тонко передано художником единство жеста и настроения, освещения и выражения лица.

Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (176О-1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота охвата жизни, интерес ко всем ее сторонам – от случайной уличной сцены до величественных явлений природы. Творческая судьба Хокусая необычна. Плодовитейший мастер, – ему принадлежит свыше 30 тысяч гравюр и рисунков, более 500 иллюстрированных книг, – он обрел творческую индивидуальность лишь в преклонном возрасте, накопив за долгую жизнь великое множество знаний, навыков, умений, достигнув подлинной мудрости в видении мира и человека.

В возрасте 70 лет Хокусай создает свою самую знаменитую серию гравюр “36 видов Фудзи”, за нею последовали серии “Мосты”, “Большие цветы”, “Путешествия по водопадам страны”, альбом “100 видов Фудзи”. Каждая гравюра – ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского художественного мышления, и совершенно новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения.

“36 видов Фудзи”, представляющие священную гору японцев в разные времена года и суток, при разном освещении, из различных мест страны – издалека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились по существу первым в японском искусстве образом родины, одновременно конкретным и обобщенно-символическим.

Творчество Хокусая достойно связывает многовековые художественные традиции Японии с современными установками художественного творчества и его восприятия. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как “Зимний пейзаж” Сэссю, Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX-XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников “Мира искусства” и другие, уже современные нам школы.
(more…)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ КОРЕИ

Thursday, October 2nd, 2008

Как и все народы мира, корейцы начали заниматься живописью с доисторических времен. Самые ранние изображения были обнаружены в гробницах периода королевства Когуре, они относятся к четвертому столетию. В живописи этого периода, которая явно испытала влияние буддизма, уже используется техника ретуширования.
(more…)

ИСЛАМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Thursday, October 2nd, 2008

В конце VI века, в Мекке, в самой засушливой части Аравийского полуострова родился человек, имя которого сегодня известно каждому, чье учение исповедуют миллионы людей независимо от национальности и вероисповедания.

Проповеди Мухаммада (Мухаммеда, Магомета), его откровения были записаны и составили Священную книгу новой, самой молодой из мировых религий – мусульманства или ислама. Сам же Мухаммад понимал свою миссию иначе – не создание новой религии, а восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.
(more…)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Thursday, October 2nd, 2008

В I тысячелетии до н.э. вокруг города Рима возникло досударство, которое стало расширять свои владения за счёт соседних народов. Эта просуществовавшая около тысячи лет мировая держава жила эксплуатацией рабского труда и завоёванных стран. Во времена расцвета Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли – как в Европе, так и в Азии, Африке. Для управления таким необъятным государством требовались строгие законы и сильное войско. Искусство, в особенности архитектура, тоже было призвано показывать всему миру незыблемую мощь государственной власти.
(more…)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Thursday, October 2nd, 2008

До второго тысячелетия до н. э. созданные традиции письма санскриптского языка, эти тексты из раза в раз были устно переданы. Позднее, когда на Индийской территории появилось много рабских государств (Магала, Омала, Анга), из обещественной жизни и отблески культуры обильно отразились в эпосах “В Рамаяне” и “В Махабхарате”.

В раннее время господствовала Ведическая религия – ведизм. Пантеону сотворили важнейшие силы природы – боги: Агнис (огонь), Дьяусас (небо), Ишас (заря), Ваюс (ветер). Церемониал пожертвования вёл и присматривал жрец-брахман. Они исследовали и объясняли старые религиозные письма и для представления роковых значений без магического волшебства достичь превосходства. Познав значение, ведизм заменила новая религия – брахманизм. Она придерживался тех же самых принципов, только по-другому их трактовала. Ведущие боги Брахма (бог создатель), Вишну (бог опекун) и Шива (бог разрушитель) составили троицу. Они и другие герои, и полубоги стали основными Индийскими объектами искусства. Брахманизм сообщает общественные подразделения. Классы распределены по выполнению работы в общине: брахманы (знахари), кшатры (воины), (земледельцы) и низшие (слуги, рабы). Даже Индийский город Первого тысячелетия до нашей эры был распределён по числу жителей на 4 части.

VII – V в. до н. э. в Северной Индии возвысилось государство Магада, охватившее почти всю долину реки Ганг. Управляемая Маурийской династией, Магада стала империей, охватившей всю Индию. В III в. до н. э. Индия дала отпор нападениям Александра Македонского. Выросли города, процветало оросительное земледелие, ремесло. В IV – III в. до н. э. распространилось письмо (узоры), которые являются памятниками главного в Маурийской династии владыки Ашоки (268 – 238) , выколоты на скалах.
По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы были украшены скульптурами и деревянными поделками. Трёхэтажные постройки имели огромные залы, живописные стены, украшенные драгоценными камнями, золотыми и серебрянными растениями и образами животных. Фассады украшали заострёнными арками и балконами. С дворца Ганга по направлению шли к терассе, обсаженной садами с фонтанами и бассейнами. Город окружала деревянная стена с многочисленными башнями и воротами, да широким рвом.

Как протест против деспотичного государства показался ряд разных философских и религиозных учений, признававшихся перед брахманизмом, отбросивших ведический авторитет. Одно из учений – буддизм. Основоположник этого учения – Сидхарта Гаутама, сын влиятельного князя, живший в Северо-Восточной Индии VI в. до н. э. Прожив 29 лет, он покинул дворцы, жену, сына и через 7 лет скитания и раздумий начал распространять новое учение, противоречащее Богу, и объявляющее всем людям равенство, покорность судьбе. Он показал новую дорогу в освобождение, которое сам назвал, как “потухший” – нирвана.

Нирвана – это тоже, что духовная жизнь – ограничение от внешнего мира и глубокого внутреннего сосредоточения. Сидхарта Гаутама достиг нирваны и назвался Будда, т. е. “прозревшим”, он исследовал весь разум, волю и слияние чувств, означавшее “точное знание” наивысшая благодать. Самый важный и объявленный принцип запрещал жертвоприношения и употребление мяса.

Другое учение – джайнизм, сформировалось примерно в одно и тоже время, что Буддизм. Творцом Вардама, прозванным Махавира (героем) или Джина (победителем). Джайнизм не признавал ни демонов, ни богов, только люди достигшие соверщенства. Наиважнейший принцип – запрет мучить или убивать живых существ, т. к. жизнь жука также ценна, как жизнь человека.

Удача сопровождала Буддизм. Он быстро распространился в Южной Индии между простыми людьми. Поддерживали и правящие классы. Он прослужил с брахманскими жрецами, претендовавшими на исключительную помощь в государстве. Ашока признал Буддизм государственной религией. Войдя в силу Буддизма, отдал приказ начать строить каменные постройки: светилища и монастыри, которые уже попадают в наслоившуюся архитектурную традицию. Светилища украшали скульптурами, рельефными образами старых миров, мотивами легенд. После распада Маурийской империи в I в. большая часть Северной Индии досталось Кушанскому королевству, которому принадлежит часть Средней Азии, Афганистана, даже Китая. Так из Индии по другим странам Азии живо начал распространяться Буддизм. В III в. королевство начало приходить в упадок. Снова ожила и начала расти династия Туртов- владычица Магада. Она стала центром государства Туртов.

Трудно понимаемый рационализм Буддизма и джайнизма, строгий аскетизм и атеизм начал не нравиться широким слоям населения, сформировался индуизм – главная религия Индии. Особая её черта – теизм.

Из тройки выделяется бог-Вишну.Он довольно близко приблизился к людям, за десять своих “схождений” на землю, инкорнаций. Господь Кришна, и сегодня знаменитая восьмая Вишну инкорнация, значительна тем, что в ней воплощается всё существование Вишну. Девятая инкорнация Вишну – Будда, но он не перенял святых книг, не считал существование бога как высшего существа. Поэтому на своей родине в индии буддизм не утвердился и в 17 в был окончательно вытеснен.

Искусство и архитектура

Доминируещее свойство искусства Греции – красота, а Египта – религия. Для наивысших форм, создающихся в Индийском искусстве, красота не является важной. Религия тоже не стоит превыше всего. Для искусства Индии характерны 2 аспекта: религиозный, мировой.

В древнюю Индию часто врывались арийцы, персийцы, греки, арабы, монголы и другие завователи, которые оставили свои следы в Индийской истории культуры. Так вот, искусство Индии – это искусство теперешней Индии, Афганистана, Пакистана, Кашмира и Непала. Основу индийского искусства составляют религии индуизма и буддизма, дополненные культурами ислама и хелениста.

По присутствующим идеологиям браманизма и индуизма самыми важными элементами духовной культуры были божественные формы, искусство должно выражать не идеи красоты, а высочайшие силы космоса и энергию, которые присваиваются к божеству. Самостоятельным искусством Индии считают поэзию, музыку и архитектуру. Рисование и скульптура считаются подвластными архитектуре.

Архитектура

В 3 в. до рожд. Хр. появились первые ступы, архитектурный тип помещения, утвердившийся во всех странах с вероисповеданием Будды, полуокруглой формы помещения, символизирующие могилу Будды, в них обычно содержатся реликвии. На верхушку ступы ставится kubinis “дом бога” или реликвия из дорогого металла. Верхушка заканчивается ступом с зонтами. Постройка символизировала “нирвану”. Её предназначение – охранять реликвии. Ступы строили в местах, связанных с легендами про Будду и деятельностью святых.

Другая монументальная культовая постройка это – монолитный, каменный столб, заканчивавшийся капителью со скульптурой. На столбе выкарябывались знаки отображающие религиозные и моральные взгляды буддизма. Верх столба украшался капителью формы лотоса со скульптурами, символизировавшими святых животных. Их предназначение – прославлять государство и распространять идеи буддизма.

В I в. до рож. Хр. создавались первые подземные монастыри, которые распространились во время класического периода Индийского искусства во времена Гуптов. Это – вырытые в подземельях обширные залы с колоннами, украшенные круглой всеобъятной скульптурой; каменный рельеф и живопись.

Во времена Гуптов храм получил класичесскую форму: первый этаж с лестницами, на верху место для изображения культа, выше неё – ступенчатая башня, симвализируящая МЕРУ – гору мира.

Позднее эти храмы были расширины башнями ворот. Во времена правления династии Гуптов был написан трактат “МАНАСАРА”, где собраны и зафиксированы традиционные архитектурные правила древней Индии.

В I-III в. в Индийской архитектуре формы становятся декоративными. Стройматериал – плиты (кирпич). Один из самых главных архитектурных элементов – свод. Сначала своды формируются из высовывающихся рядов камней и кирпичных стен без расствора. Только в 13 в под воздействием культуры ислама, начинает применяться раствор и появляются настоящие своды.

Одной из самых больших архитектурных ассамблей, сделанной во II в до рождения Христа – 7 в , является буддистский храм АДЖАНТА, находящийся в Западной Индии (штате Махараштрос ).

Аджанта – это своеобразный монастырь – университет, где живут и учатся монахи. Храмы Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые находятся рядом с красочными берегами реки ВАГХАРО. Фасады этих скальных храмов относятся к Гупту – периоду роскошных декоративных скульптур.

Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенственны. Внутри храма почти всё исписано. Сюжеты живописи взяты из жизни Будды и связаны с мифологическими сценами Старой Индии. Здесь мастерски изображены люди, птицы, звери, растения и цветы. В 16 веке, во время правления Больших Монголов, были возведены шикарные мраморные сооружения (например, Мавзолей Тадж Махал, 1630-48; дворцы Лахаро форте, 1631-34 и Делё форте, 1639-48).

Скульптура

Начала Индийской скульптуры достигает 3 тыс. до рождения Христа, но специфические индийские черты проявились только в скульптурной школе Матуры (1-3 веке), сформировавшей идеал женской красоты: тоненькая талия Богини, в трех местах согнутая поза. Позднее в Гипту-искусстве образовались мужские идеалы, cмешение индийского бога и стоящего или сидящего скульптурного Будды. В Будде и других буддиских священных изображениях стремятся изображать идеал личности, в котором гармонично сочетается физическая красота и возвышенное духовное спокойствие. На колонах, каменных огорождениях и воротах находим жизненные рельефы Будды. Известны и индийские бронзовые скульптуры (например, танцующий Бог Шива).

Живопись

В области живописи достойны внимания стенная живопись монахов 11-16 в., индийская живопись исламских книг.

Индия в Литве

Санскрит – старейший и вместе с тем до сих пор живой язык, на котором написаны священные писания. Слово “санскрит” означает чистый, святой, из всех Европейских языков литовский язык санскриту ближе, родственнее, а из индоевропейских языков самый архаичный. Подсчитано, что почти половина слов Санскрита в большей или меньшей степени похожи на слова литовского языка. Общее – это склонение и личные формы. Kas tvam asi – кто ты такой? Kas tavo sunus – кто твой сын? Dievas adat datas(dnt-as), deva dasyati dhanas-Бог дал зубы, Бог даст и хлеб. Узнаете ли – agnis, avis, devas, dhunas, luptas, mrtis, naktis, navyas, padas, sanas, svapnas, sakha, sva, vispatis? Можно и пояснить: ekas, dvau, trayas, catvaras, panca, sas, septa, astau, nava, dasa. Есть и другие аналогии – легенды, сказания, обычаи, подчеркивающие родственность индейцев и балтов.

Перед 2-ой мировой войной, учась в Бомбейском университете, антропологу и путешественнику А.Пошка представляется уникальная возможность посетить Балтику и её жителей, напоминающих литовцев. Он пишет, что здесь видишь словно жемайтийские или дзукские деревни, где деревянные домики покрывает солома, над крышей – коняшки, резные крылечки, маслами окрашенные окна, рядом с растущими березами, знакомые тканными узорами и ближе звучат названия: Cкапдас, Балторас, Состас, Асторас, Дева, Мурас…

Первые нам известные литовцы в Индию отправились уже в 17 в.(миссионер Андрюс Рудамина), у князя Радвила и других великих в дворцах бытуют различные индийские изделия. Благодаря индийскому филосовскому влиянию родились некоторые картины M.K.Чюрлёниса, строфы символиста Балтрушайтиса, певец нашего народа Майронис берется переводить гимны Ригведа, В.Креве тоже черпает пену творчества. В его художественной литературе достаточно оренталистических мотивов.
(more…)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ

Thursday, October 2nd, 2008

В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария – в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) – испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Открытие Америки имело особенные политические, экономические и интеллектуальные последствия. В конце XV в. – в начале XVlв. в Западном полушарии встретились два мира, совсем не похожие один на другого, стоящих на разных культурных и исторических стадиях развития. Уровень опережающих индейских цивилизаций соответствует архаичным древним восточным государственным формам, а Европа в то время жила в эпохе ренессанса. Однако Американские индейцы могли чем поделиться с прибывшими.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы ( исключая железо) быыли найдены в начале l тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.
(more…)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Thursday, October 2nd, 2008

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.

Греческую древность называют античностью, к античности также относят Древний Рим.
(more…)


На этом сайте структурированы все mister cat отзывы. Изучай, делай выводы, оставляй свои
 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин