Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Состояние натуры



Кроме передачи материально-пространственных качеств объектов в живописном изображении с натуры, художник решает задачу освещения. Условия и характер освещения (солнечное, лунное, в пасмурный день и т. д.) придают изображаемой сцене определенное эмоциональное настроение.

Один и тот же пейзаж, написанный в разное время дня или года, при разном состоянии погоды, воздействует на нас по-разному. Написанный при теплой солнечной погоде, он может вызвать чувство бодрости и радости, в сумерках — навеять задумчивость и грусть, в сумрачный день — грустно-лирическое или даже подавленное, угнетающее настроение. Эти переживания обусловлены нашим жизненным опытом. Если художник правдиво передаст в картине состояние освещенности, то у зрителя возникнут чувства, аналогичные тем, которые он испытал в жизни.

Иное впечатление оставляют иногда просмотры учебных работ. Трудно понять, где и когда написаны этюды — в солнечный или пасмурный день, утром или вечером, у окна или в глубине комнаты (например, натюрморт). Этюды мало отличаются друг от друга по общему тонально-цветовому решению, характерному для каждого времени дня, тому или иному освещению натуры.

Они пестрят цветовыми пятнами одинаковой светлоты и насыщенности, пишутся заученными цветовыми сочетаниями. Учащиеся порой не замечают, как с изменением освещения изменяется светлота и насыщенность цвета в природе, а следовательно, меняется (темнеет или высветляется) общий тон натуры.

Штамп в этюдах студентов нередко является следствием привычного отношения к изображению натуры в однообразных световых условиях среды (в учебной мастерской), что приводит к адаптации зрительных восприятий цвета и использованию лишь устоявшейся палитры цветов. Учащиеся нередко плохо знают закономерности изменения живописного облика предметов под влиянием освещения. Все это является тормозом при работе над этюдами в различных условиях освещения и приводит к ошибкам.

Итак, любой источник света не только создает условия для восприятия предметов, но и оказывает влияние на их светлоту и окраску, создавая тем самым определенное тонально-цветовое состояние в природе. Так, в сумерки или пасмурный день, когда сила освещенности сравнительно мала, предметы существенно темнеют. В зависимости от того, находимся ли мы в комнате, на узкой улице или в открытом поле, общий тон освещения натуры будет различным.

Поэтому, если написать в разное время дня и погоды этюд с одним и тем же объектом, например отдельным Домом, то светлота, например, стен в этюдах в солнечный, пасмурный день, утром и вечером будет разной. При изменении силы общего освещения в разное время суток изменяется и цвет предметов.

В сумерки или в серый пасмурный день цвет травы, например, выглядит менее насыщенным, нежели в солнечную погоду; в комнате по мере удаления от окон цвета слабеют. Ночью вообще трудно определить цвет незнакомой комнаты и предметов в ней. На незнакомой местности только по мере приближения утра можно различить отдельные цвета. Вначале заметными становятся голубые, синие, затем зеленые, потом желтые и, наконец, красные цвета.

В условиях солнечного утреннего освещения природа приобретает свою многокрасочность. В полдень, при ярком солнце, все высветляется, цвет выглядит менее насыщенным, чем утром. От яркого солнечного света голубые, синие и зеленые цвета на свету выглядят несколько блеклыми. Насыщенность красных, оранжевых цветов изменяется меньше.

После полудня, к вечеру цвета вновь становятся более плотными, интенсивными. После заката с наступлением сумерек вначале последовательно меркнут красные, оранжевые, затем зеленые, синие, голубые цвета.

Таким образом, с изменением интенсивности света изменяется светлота и насыщенность цвета. Поэтому картины или этюды, написанные в различное время дня или в разную погоду, должны отличаться прежде всего по общему тонально-цветовому решению. Рассмотрим несколько произведений (см. табл. на с. 29), написанных различными художниками, отличающимися по своему мироощущению, вкусу, манере исполнения и т. д. Однако живописный строй всех рассматриваемых здесь работ отличает несколько общих закономерностей.

Во всех картинах наглядно прослеживается, как условия и характер освещения, время года и дня, состояние погоды определяют общее тоновое и цветовое решение картины. Так, общий цветовой строй картин, написанных в лучах яркого полуденного солнца, значительно светлее, чем картин с видами пейзажа на закате или в пасмурный день. Сравним, например, картины «-Пейзаж» А. П. Боголюбова и «После дождя. Плес» И. И. Левитана. Первая картина — это пейзаж, освещенный ярким солнцем; второе полотно показывает состояние в природе после дождя. В картине А. П. Боголюбова небо, покрытое легкими кучевыми облаками, написано светлыми прозрачными красками, которые, просвечивая, создают впечатление легкости и воздушности пространства. Дорога вдоль берега реки написана светлыми охристо-серыми цветовыми оттенками. В живописи рельефа земли, объектов хорошо заметны светотеневые контрасты, а также видно различие между общим гоном неба и земли. Пейзаж настраивает на радостные переживания, вызывает ощущение тишины и спокойствия природы.

В картине И. И. Левитана небо написано серебристо-серыми и голубоватыми цветовыми оттенками. Тональные отношения неба сближены, плотны, светотеневые контрасты слабее (за исключением световых эффектов, например на воде и отдельных тучах). Если сравнить эти картины по тональному решению, то общий тон последней во много раз темнее, чем в первой картине.

При сравнении картин таблицы можно также заметить, что насыщенность цветов, например, зеленой травы и листьев при солнечном освещении значительно выше, чем в пасмурные Ани или в сумерки. Когда сила общей освещенности слабее, цвет становится нейтральнее, серее, приобретает холодный оттенок. Аналогичные изменения цвета можно увидеть в картинах, воссоздающих другие условия и характер освещения, например комнатное. Если один и тот же натюрморт написать у открытого окна и в глубине затемненной комнаты, то в первом случае общее тонально-цветовое решение натюрморта будет значительно светлее, цвет интенсивнее, чем в живописи натюрморта, который находится далеко от источника света.

Музыка из Одессы :: Иванна Нечай, mp3

Tags: , ,

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин