Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР



Анималистический ( лат. animal – животное ) жанр – это изображение животных в живописи, графике, скульптуре и декоративно – прикладном искусстве. Очень ярко и жизненно правдиво изображены по – своему стилизованные фигуры животных и птиц на предметах прикладного искусства, созданных древними мастерами – скифов, сарматов, саков и др. «Звериный стиль» утвердился во многих народах стран Европы, Африки, Океании, доколумбовой Америке. Известны первые художники – анималисты в Китае ( Хань Хуан; VIII в. ), мастера эпохи Возрождения в Европе ( Пизанелло, Дюрер и др. ), художники и скульпторы России П.К. Клодт, А.А. Лансере и др., советские анималисты: В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Е.И. Чарушина, И.Г. Фрих – Хара, А.М. Лаптева.

Бесконечное разнообразие природных форм служит источником идей, позволяет по – новому решать композиционные задачи в творчестве художников самого разного профиля. Интерес к животным привлекает как юных начинающих рисовальщиков, так и опытных художников, обращая внимание на красоту зверей и птиц, на их материнскую заботу о потомстве, привязанность, которой они отвечают на всякое доброе отношение, и воспитывает сочувствие к ним – так говорил художник – анималист В.А. Ватагин.

Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика, характера пластики и конструктивного строения.

Приступая к рисунку животных, надо предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движениями, влияющими на характер формы.

Чтобы правильно изобразить животное, надлежит хорошо изучить строение его скелета, определяющее конструкцию всей формы: изгиб позвоночника, положение грудной клетки и таза, место прикрепления передних и задних конечностей, очертание черепа.

Изучая сравнительную анатомию позвоночных, на которой наглядно видны отличительные особенности структуры скелета, следует обратить внимание и на большое сходство конструкции человека и четвероногих. Что указывает, на большое единство не только скелета, но и мышечного аппарата, родство всех позвоночных. Таким образом, мы приходим к выводу о всеобщем единстве и связях, заложенный в природе, о бесконечном разнообразии форм животного мира.

Изучая пластику головы, следует сравнить форму черепа человека и животных: соотношение лицевого и мозгового отделов черепа, форму верхней и нижней челюстей, глазничных впадин и т.д.

Поскольку голова животного имеет меньшую, чем у человека, мозговую часть и удлиненную лицевую ( челюсти и носовые кости ), сей факт не может не оказывать воздействия на своеобразный характер пластической формы головы животного в целом и ее отдельные детали – рот, нос, глаза, скулы и т.д.

Среди других отличий, определяющих пластику различных частей тела, нужно обратить внимание на особенности строения, расположение и пропорции конечностей. Ведь, стоящий человек опирается на стопу, в которой важная роль отведена стопе ( рессора ). А животные и птицы опираются на кости пястью и плюсны или кончику пальцев, либо, как, например, лошадь, корова и др. на копыта.

Лопатки у животных расположены на боковых поверхностях туловища, а у человека – на задней поверхности туловища ( спине ), что обеспечивает ему большую возможность для движения рук.

Четкое представление об анатомическом строении скелета и мышц дает понимание конструкции формы и помогает разобраться в характере тела животного при рисовании с натуры.

Очень важна передача движения животного! С понятием «движение» много общего между анималистическим рисунком и орнаментом, а также растениями и цветами.

Движения животных можно разделить на три основные группы:

- движение на одном месте, когда животное опускается на землю, ложиться, встает, приседает, поднимается на дыбы, лягается, поднимает и опускает голову, поворачивает туловище в сторону;

- сгибание, разгибание, вращение вокруг оси, отведение или прижимание к туловищу конечностей;

-виды поступательных движений: шаг, рысь, галоп, карьер, прыжки.

Один из законов поступательного движения – изменение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей и сместив центр тяжести, тело животного устремляется вперед, перенося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В следующей фазе движения задние конечности вновь дадут толчок, и так до тех пор, пока бежит или скачет животное. Центр тяжести в различных условиях ( подъем, спуск ) то и дело переносится с одной точки в другую. При этом колебания тела ( в стороны и вертикальные ) придают движениям зверей особую пластичность, мягкость и красоту. Человек успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого достаточно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего животного.

Гибкое строение позвоночника, соединение костей суставами обусловливают максимальную подвижность частей тела животного и представляют интерес для рисовальщика, так как оказывают сильное влияние на характеристику движения и пластическую форму изображаемого животного.

Следует обратить внимание на характерные особенности анатомического строения животных, отличных от человека: тазовый пояс, как главный пункт приложения сил, лишен самостоятельных движений. Он неподвижен по отношению к телу животного, поэтому является «точкой отсчета» при определении общего движения;

Подвижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту; позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. На уровне грудной клетки и таза движения нет. При разгибании шея с головой и таз с хвостом поднимаются вверх, а поясница опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором образуется выпуклость спины, а шея с головой опускаются.

У большинства животных самое сложное, свободное и разнообразное движение наблюдается в области шеи и головы.

Очень полезны наброски домашних животных с натуры и в зоопарке. А для начала лучше избирать в качестве животных в состоянии покоя или их малоподвижной позы, а по мере накопления опыта, можно перейти к зарисовкам активно движущихся моделей.

Необходимо придерживаться некоторой последовательности в работе. Продумать композицию, начать рисовать на одном листе одно и то же животное в разных позах и поворотах ( с разных сторон ), стараться уловить характерные особенности его силуэта, пропорции и движения. Если же животное сменило позу, а рисовальщик не успел это зафиксировать на листе, то оставьте набросок недорисованным и приступайте к новому. В результате, на листе появляются несколько недорисованных рисунков, которые можно будет продолжить, как только движение животного повториться.

Находящееся в замкнутом пространстве животное часто повторяет одни и те же позы. Поэтому надо проявить некоторое терпение и Вы получите возможность вернуться к ранее начатому наброску, доведя его до определенной степени завершенности.

Для этой цели лучше всего использовать линейную манеру рисунка и минимальные тональные пятна. Если же рисовальщик работает над длительным рисунком, где в качестве модели используется чучело животного, то надо не ограничиваться легким наброском, а получить более полный образ животного, передать кроме строения большой формы в движении, ее детали, светотень и штрихом вылепить объем и выразить окраску и фактуру шерсти.

Общий принцип построения рисунка по стадиям аналогичен рисованию чучела птицы. Применяя принцип обобщения формы – приведение сложной формы к простейшим геометрическим телам, используя характерные конструктивные узлы и направления линий осей и сечений, рисовальщик организует основной объем формы животного с дальнейшим разбором и проработкой деталей и лепки формы тоном.

РИСУНОК ПТИЦЫ

Родословная пернатых идет от древних рептилий – ящериц. В ходе эволюции уже у «первоптицы» появились первые признаки современных птиц: передние конечности превратились в крылья, хвост покрылся оперением, исчезли зубы и появился клюв.

Схематично у современной птицы, в профильном положении, можно выделить: клюв ( надклювье и подклювье ), щеку, глаз, ухо, затылок; на туловище – характерную линию плеча, спины, переходящей в хвост ( рулевое оперение ), крыло с кроющими перьями и длинным маховыми перьями. Конечности имеют интерторзальный сустав и цевку; на лапе пальцы с когтями.

Во время полета тело птицы приобретает веретенообразную обтекаемую форму. Природа изменила форму крыльев и хвостов, приспособив их к характеру полета. Длинные могучие крылья обеспечивают плавный полет в открытых пространствах орлу, грифу, сычу. Короткие широкие крылья и длинный хвост сороки и кукушки удобны для маневрирующего полета в лесных условиях. Длинные узкие серповидной формы крылья и длинные раздвоенные хвосты ласточек и стрижей позволяют им быстро скользить в полете.

Отличаются птицы и по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут, покрыт толстым роговым чехлом, у зерноядных – конической формы, у птиц, ловящих насекомых на лету, по углам рта с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче поймать жертву.

Зарисовки лучше начать с неподвижной натуры – чучел птиц. Лучше сделать несколько ознакомительных зарисовок или набросков с чучела большой птицы, а затем выполнить рисунок в разных положениях.

Решив композицию, нужно наметить на листе движение и пропорции основных масс тела, т.е. передать общий абрис, не вдаваясь в изображение деталей. Этой цели более всего соответствует линейно – конструктивная манера рисунка.

Рассматривая формы тела птиц – туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, художник убеждается, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры ( окружность, овал и т.д. ), к которым можно обобщить сложную форму.

А прежде, чем приступить к анализу конструктивного строения формы, основанной на скелете птицы, необходимо определить движение общего силуэта чучела. Так, в детальном рисунке, расположив композиционно изображение на листе и определив отношение больших масс и характер их формы: отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям, надо проследить их положение в пространстве. А чтобы правильно передать движение, рисующий мысленно проводит вспомогательные линии – оси вдоль большой формы натуры и намечает на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и ее частей.

Такой подход поможет выделить в сложной форме натуры главное – движение и основные пропорции.

После предварительной работы можно уточнить характерные особенности птиц и конкретизировать местоположение крупных деталей – лап, крыльев, хвоста, клюва, глаз и т.д. – на основе анатомического строения ( позвоночного столба, грудной клетки, черепа, скелета конечностей ).

Поэтому полезно рядом с чучелом птицы поставить ее скелет. А если такой возможности нет, то учебную таблицу или схему сравнительной анатомии. Полезно также в процессе рисования с натуры знакомится с анималистическими рисунками, выполненными известными мастерами изобразительного искусства – живописцами, графиками, скульпторами.

Литература: Рисунок и живопись. Ю.М. Кирцер Москва. Высшая школа 1992г

В.И. Иванов. Москва «Юный художник» 2001г.

- Mark Greenwailt. futureclassx com

Журнал «Стендмастер» Москва 2004 г.

Зима и мой хундаи зашалил но я проблем всеж решил. Нашел Автозапчасти для Hyundai Accent в классном авто магазине.

Tags: , , , , , , ,

Comments are closed.


Самая подробная информация бизнес-отель у нас на сайте.
 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин