Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Современный художник между коммерцией и политическим заказом



— Кто или что влияет на стоимость современного искусства?

— Состояние современной мировой экономики и появление огромной массы денег привело к тому, что искусство выдвинулось в ряд наиболее эффективных объектов инвестирования. Современная история знает «правильные» имена и течения, в которые вложены столько денег, что цены на них просто не могут упасть ниже определенного уровня даже в периоды экономических кризисов. Этого не допустят влиятельные на рынке силы. Например, цены на тех же импрессионистов во время кризиса 90-х годов упали. Но упали с одних миллионов до других. А теперь вновь выросли, что не удивительно, ведь на их поддержку работают как отдельные люди, так и профессиональные сообщества и организации, в первую очередь инвестиционные фонды, галерейные, дилерские, коллекционерские и, в определенном смысле, даже музейные сообщества. Более того, мировой арт-рынок заинтересован в создании новых капиталоемких брендов, которые смогли бы пополнить «золотой запас» искусства. Главной лабораторией этих новых художественных имен стало искусство второй половины XX века (например, Энди Уорхол, Джексон Поллок, Уильям де Куннинг) и современное искусство (американское, китайское, индийское, со временем, очевидно, к ним присоединится и русское). Цены на произведения этого периода уже сейчас чрезвычайно высоки.

— Что вы имеете в виду?

— Утверждение тех или других художников на арт-рынке очень похоже на то, что происходит с утверждением любого бренда или марки на обычном рынке. Искусство сегодня — тот же товар. И механизмы раскрутки художников схожи, хотя и не тождественны, с раскруткой других товаров. Не тождественны потому, что сам продукт (современное искусство) рассчитан не на массовую аудиторию, а на узкий круг эстетически и идеологически подготовленных потребителей или на тех людей, чьим политическим и социальным интересам, например, радикальным, данное искусство отвечает.

— И все же, как конкретно раскручивают художественный бренд?

— Ну, можно смоделировать эту операцию. Художник должен встретить своего галериста или куратора, они вместе разрабатывают проект, которому будет место в сложившейся художественной ситуации, а значит и на рынке. Затем публично представленный художественный проект (в галерее, на площади, ином выставочном пространстве) должен получить освещение в СМИ, где «разжевывают» для широкой аудитории смысл того, что делает художник. Так запускается механизм продвижения имени, который должен работать постоянно и циклично. Когда определенный уровень популярности уже достигнут, появляются покупатели (не обязательно любители или собиратели), которые согласны платить за готовые работы конкретного автора или выступить заказчиками будущих.

— Кто, кроме коллекционеров, еще готов вкладывать средства в современное искусство?

— Широкое поле для эксперимента лежит в области дизайна, рекламы и актуальной политики. Художники во всем мире постоянно и успешно работают, выполняя заказы этих индустрий и способствуя созданию новейших рекламных и политических образов. Вспомните хотя бы предвыборную кампанию Бориса Ельцина. Художник, художественный проект стали инструментом политтехнологий. Интересно, что эффективным средством воздействия на общественное (электоральное) сознание становятся очень часто не художественные составляющие произведений, а будоражащие умы темы — религиозные, национальные, патриотические и т.п. Сенсация, спровоцированный управляемый скандал вокруг художественного события могут быть использованы для достижения конкретной политической цели, а заплатят за них, как за художественные произведения. Вспомним кампанию 1999 года по избранию Сергея Кириенко в мэры Москвы. (Тогда Марат Гельман как политтехнолог и галерист провел фестиваль «Культурные герои XXI века, или в поисках Золушки»: в Москву были привезены самые яркие представители российского современного искусства. — «Профиль».) Это примеры того, как за работу актуальных художников платят не коллекционеры, не музеи, а государство или политическая организация. Интересно, что если работы, сделанные по политтехнологическому заказу, оказываются художественно качественными, то по прошествии времени они обретают значительную рыночную ценность, как уникальная комбинация вечного художественного гения и эфемерного, легко выветриваемого компонента политической ангажированности. Нужен пример, пожалуйста — это шедевры титанов соцреализма, агитационный фарфор. Правда, примеров актуального искусства я пока назвать не могу, они еще не прошли проверку временем. Но уверен, и среди них найдутся отличные образцы.

— Неужели не осталось «нематериальных» художников, которые бы работали, чтобы выразить себя, а не на рынок или заказ?

— Большинство начинают именно такими. Позвольте процитировать Альбера Камю: «Художник идет между двумя безднами: пустячками и пропагандой». А я его слегка перефразирую и скажу, что современный художник идет между коммерцией и политическим заказом. Если художник по-настоящему талантлив, то он сможет преодолеть соблазны и войти в историю искусства, но настоящую цену за его работы заплатят только после смерти. Если же он полетит на манящие огоньки гламурных и политических костров, то в них ему и сгореть.

Михаил Каменский, искусствовед

Tags: ,

Comments are closed.


Ищите где купить багет для картины в интернет-магазине? АРТ-МАСТЕР!
 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин