Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

ПЕРСПЕКТИВА



Перспектива (лат.) – perspicio – «ясно вижу», то есть способность правильно видеть. «Прежде всего надо научиться глядеть на натуру – это самое основное и довольно трудное» П.П. Чистяков

Данный метод, перспективных изображений был научно обоснован и разработан в эпоху Возрождения. Огромный вклад в разработку математической системы изображения тел на плоскости, передающей их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, применительно к живописи принадлежит итальянским художникам Филиппо Брунеллески, Леону Батисто Альберти, Пьетро дела Франческа и особенно Леонардо да Винчи ( 1452 – 1519 ). Согласно, да Винчи, теория перспективы делится на три части: линейную перспективу – о законах зрительного сокращения предметов на плоскости; воздушную, или цветовую, перспективу – о законах изменения цвета в зависимости от удаления предмета в глубину; законы потери отчетливости контуров предметов при удалении.

Теория перспективы помогает осмыслить перспективные явления и грамотно выполнять рисунок с натуры. Знание законов линейной перспективы помогает начинающему художнику передать на плоскости объемную форму предмета в любом ракурсе или сокращении. Выработка правильного зрительного восприятия при изображении предметов с натуры является самым сложным разделом учебного рисования. Четкое восприятие модели позволяет избежать искажения перспективных сокращений, как это происходит при слишком близкой точке наблюдения. Но и рисовать при слишком большом удалении от постановки тоже не рекомендуется, так как при этом плохо воспринимается объем предметов. Правильный выбор точки наблюдения должен обеспечить рисовальщику восприятие наиболее характерных признаков изображаемой формы предметов. Рисование со случайной точки наблюдения лишает возможности видеть конструкцию предмета и передать его перспективу, а следовательно, добиться убедительного и выразительного построения формы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ:

- Рисуя, нужно мысленно допустить, что перед Вами не плоскость одного листа бумаги, имеющая два измерения, а представить перед собой пространство, имеющее глубину, в котором нужно найти объем предметов натуры в перспективном сокращении.

- Вид предмета меняется в зависимости от его расположения относительно точки наблюдения. Пример, форму куба можно воспринять выше и ниже горизонта, видеть в одном случае две плоскости, а в другом – три его поверхности.

- Одинаковые по размеру предметы изображаются на плоскости разными по величине: те, что ближе к наблюдателю, – крупнее; те, что дальше и уходят в глубь – мельче.

- Воображаемая линия горизонта находиться на уровне глаз.

- Параллельные линии горизонта натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта.

- Владение перспективой – это и умение видеть предмет насквозь. На этом качестве основано линейно – конструктивное построение формы предметов в пространстве.

- Поле зрения – это пространство, охватываемое глазом при взгляде, имеющем одно направление.

Пучок отраженных от предмета лучей света образует «зрительный конус». Основание «зрительного конуса» составляет «поле зрения», а вершину – «точка зрения». Наиболее четко глаз воспринимает предмет в середине поля зрения.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Точка зрения – она устанавливает связь между рисующим и изображаемым предметом. Зависит от положения рисующего и не должна меняться, в процессе работы с натуры.

Предметная плоскость – горизонтальная плоскость, на которой находится рисующий, мольберт и натура. Эта может быть плоскость стола или специальной подставки.

Картинная плоскость – воображаемая прозрачная вертикальная плоскость, поставленная под прямым углом к направлению взгляда и расположенная между изображаемым предметом и рисующим. Это может быть и лист бумаги, картона или холста.

Основание картины – линия пересечения картинной плоскости с предметной плоскостью.

плоскость горизонта – воображаемая горизонтальная плоскость, находящаяся на уровне глаз рисующего.

Линия горизонта – линия пересечения картинной плоскости с плоскостью горизонта. Линия горизонта всегда находится на линии глаз рисующего.

Луч зрения – это пучок лучей, направляющихся от глаза к предмету, расходящихся от зрачка и образующих конус.

Главный, или центральный, луч зрения – это луч зрения, перпендикулярный картинной плоскости.

Плоскость главного перпендикуляра – это плоскость, проходящая через главный ( центральный ) луч зрения и перпендикулярная предметной и картинной плоскости.

Главный перпендикуляр – линия пересечения картинной плоскости и главного перпендикуляра.

Центральная, или главная, точка схода – это точки, находящиеся на линии горизонта на расстоянии от главной точки зрения, равном главному лучу зрения.

ПЕРСПЕКТИВА КВАДРАТА

Первое положение – фронтальное. Для построения квадрата в этом положении, когда две его стороны параллельны линии горизонта, находящейся на уровне глаз рисующего, необходимо определить центральную точку схода. В зависимости от положения квадрата выше или ниже линии горизонта две стороны уходят в глубину сверху или снизу вверх, а две другие остаются параллельными картинной плоскости. В целом рисунок сокращающихся сторон квадрата в этом случае будет походить на трапецию. Во втором положении плоскость квадрата – под случайным углом. Стороны квадрата, уходящие в глубину, направлены не в главную точку схода, а в точки схода, расположенные по правую и левую стороны от нее. Квадрат в перспективе приобретает вид неправильного четырехугольника – ромба.

ПЕСПЕКТИВА КРУГА

Круг в перспективе имеет вид эллипса. Чем ближе к горизонты, тем эллипс кажется уже, а на горизонте он сливается с ним в одну линию. Окружность отлично вписывается в квадрат. В случае необходимости вначале строят квадрат в перспективе, а затем вписывают в него эллипс. При построении окружности в перспективе нужно проследить, чтобы передняя половина окружности была больше, а задняя меньше.

ПЕРСПЕКТИВА КУБА

Куб, как и другие объемные предметы, строится на сочетании поверхностей, ограничивающих объем формы в пространственной среде. Рисуя куб ( параллелепипед ), необходимо использовать знания перспективных построений квадрата во фронтальном положении или под случайным углом.

В первом случае прямоугольные геометрические тела будут иметь на линии горизонта одну точку схода. И видеть мы будем только две их плоскости. Передняя поверхность не получит перспективных изменений, а задняя, верхняя, нижняя и боковые плоскости приобретут вид трапеции.

Своеобразное зрительное восприятие накладывает свой отпечаток на изображение, потому точечный рисунок, сделанный на глаз, не должен выглядеть как чертеж.

Задача учебного рисунка – усвоение знаний применительно к практическим действиям, подготовка к самостоятельной художественно – производственной работе.

«Искусство не есть одна наука, искусство пользуется наукой, искусство должно уметь законы и знания применять к делу.» П.П. Чистяков

Tags: , ,

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин