Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Цвета и контрасты



Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется одновременным контрастом. Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определеннее их взаимное влияние.

Так, любой цвет в окружении более темных светлеет, а в окружении более светлых — темнеет. Это явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте. Если, например, на палитре темного тона подбирать смеси серых цветов, то они в окружении темного фона могут казаться достаточно светлыми.

Если же полученные смеси красок перенести на белый фон холста, то они «потемнеют» по сравнению с тем, как смотрелись на палитре. Чем больше цвет какого-либо предмета отличается от цветов окружающих предметов по светлоте, тем в большей мере его тон изменяется в сторону посвет-ления или потемнения.

Данное явление в равной мере характерно для хроматических и ахроматических цветов. Это, в сущности, иллюзия, обман зрения. Но об этой иллюзии должен помнить живописец, чтобы работать сознательно, не допускать произвольного разбела или черноты живописи этюда.

Более сложной разновидностью иллюзии является краевой контраст (или его называют пограничный эффект), возникающий в местах, где светлое поле соприкасается с более темным.Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное — темнее. Создается впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля.

С явлением краевого светлотного контраста учащиеся сталкиваются практически в каждой работе: в рисунке и живописи предметов многогранной формы (куба, шара), а также головы человека. В местах соприкосновения с фоном теневая сторона головы кажется излишне темной, а фон, напротив, светлым; освещенная же часть лица по отношению к фону кажется излишне светлой, а фон на границе со светлым — очень темным.

Иногда учащиеся начинают разбеливать теневую часть, делать темнее фон за головой или свет на лице. Работа теряет контрастную выразительность, делается «вялой». Чаще всего в таких случаях нужно высветлить край теневой части предмета, а на границе светлого с темным по краю светлого на предмете нанести легкий полутон.

Действие краевого контраста будет ослаблено. Предмет будет восприниматься более объемным, пространственным1. В орнаментальных композициях (например, на тканях, коврах, обоях и т. д.), где несколько плоскостей, различных по цвету, светлоте, примыкают друг к другу, они обводятся, как правило, черным, белым или серым контуром. Эти тонкие промежуточные полоски, мешающие действию краевого контраста, называются просновками.

От соседства друг с другом цвета изменяются не только по светлоте. Находясь рядом и взаимно влияя друг на друга, они приобретают новые цветовые оттенки. Например, в окружении красного серый цвет кажется несколько позеленевшим, а на зеленом фоне, наоборот, розоватым, покрасневшим, в окружении желтого — синеватым и т. д. Создается впечатление, будто к серому тону каждый раз подмешиваются соответствующие краски, т. е. у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок.

В приведенных примерах серые тона приобрели противоположные (дополнительные) оттенки тех фонов, на которых они находились. Аналогичные явления можно наблюдать и у хроматических цветов. Если желтый цвет находится, например, в окружении красного, то он воспринимается несколько позеленевшим, лимонно-желтым; на зеленом фоне он смотрится красноватым или имеющим оранжевый оттенок, на синем — более насыщенным, так как синий является противоположным цветом к желтому. Красный цвет в окружении зеленого воспринимается более насыщенным, зеленый цвет на зеленом, но с меньшей насыщенностью, чем фон, ахроматизируется, сереет. Эти явления в изменении цветов называются хроматическим (цветовым) контрастом.

Итак, при краевом и одновременном контрастах цвет воспринимается более темным, если он находится в окружении светлых цветов; и более светлым — в окружении темных. Это явление характерно как для хроматических, так и для ахроматических цветов.

Если цвет находится в окружении хроматических цветов, то к нему как бы примешивается (по закону оптического смешения) цвет, близкий к дополнительному цвету окружения.

Если цвет находится в соседстве или на фоне своего дополнительного цвета или близкого к нему, то он воспринимается более насыщенным. Если на цветную плоскость положить небольшое пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то последний еще более теряет свою насыщенность.

Tags: ,

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин