Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Профессия “реставратор”: жизнь в трех измерениях



Их профессия объединяет три времени: прошлое, настоящее и будущее. Они не просто заглядывают в историю, они бережно касаются ее. Искренне любя и восхищаясь, они видят лучшее, что сохранило нам время. И делают все, чтобы сберечь это для нас и тех, кто придет после. Они – реставраторы. О секретах этой редкой профессии нам рассказала художник-реставратор Музея Изобразительных Искусств Татьяна Петровна Николаева.
Поновители – первые реставраторы

До XVII века, как известно, на Руси существовала только темперная живопись или, как ее иначе называют, иконопись. С XVII века, в эпоху правления Петра I, в России появляется европейская станковая масляная живопись. Многие русские художники того времени по протекции государя отбывают за границу, дабы обучаться искусству европейских мастеров. Естественно, что большое количество работ иностранных живописцев привозится ими и самим Петром I в Россию. Так собираются первые галереи живописи. Особенно известна Царская живописная галерея. Поначалу, конечно, объем ее был незначителен. И все же со временем многие картины требовали реставрации.

Слово “реставрация” в переводе с греческого языка означает “восстановление”. Под реставрацией в искусстве и архитектуре понимают восстановление разрушенных, поврежденных в той или иной степени памятников истории и культуры. В работе реставратора зачастую попадаются вещи, утратившие какой-нибудь элемент. Это может быть резьба или какая-то конструктивная часть (у мебели), также фрагмент полотна (в живописи) и т. д. Реставратор восстанавливает недостающее звено по сохранившимся схожим элементам.

Но это уже современное произношение и понимание слова. А тогда, во времена Петра I, для “ремонта” картин многие художники брали на себя обязанности “поновителя” – так тогда называли реставраторов. Для “поновления” картин они использовали свои методы. Если краски на полотне потемнели, поновители использовали абразивные материалы (золу и песок), ими стирали темный слой с картины. Отпавшие от полотна фрагменты живописи просто дописывали. Естественно, что и то, и другое было не без ущерба для самого произведения искусства.

Случалось и так, что художник-поновитель переписывал картину целиком, привнося при этом свое собственное авторство и теряя самобытность оригинального автора как такового. Так продолжалось вплоть до XIX века.
Новое время в реставрации

В XIX столетии встал вопрос о методике реставрации. Дело в том, что со временем появлялось все больше художественных произведений, требовавших очень серьезной и сложной реставрации. На многих живописных полотнах не хватало фрагментов холста – настолько значительны были повреждения – требовались вставки.

Тогда стали придумывать и применять методы восполнения недостающих фрагментов. Например, один холст наклеивали на другой. Причем, клеящий состав использовали самый разный: мучной клейстер, квасцы, чесночный сок – словом, в ход шли все подручные материалы.

На смену веку XIX спешило беспокойное XX-е столетие. Перемены в реставрационных технологиях наступили с приходом советской власти. В ту пору встал вопрос: как регламентировать реставрационную работу и поставить ее на научную основу?

В 20-х годах появилась первая реставрационная мастерская при коллекции живописи в Эрмитаже. На тот момент реставраторов было немного – три человека, не более. Работа проходила по конвейерной системе: один из мастеров делал расчистку полотна, другой склеивал холсты, следующий занимался восстановлением живописи – своеобразное разделение труда.

В мастерской при Эрмитаже открылась первая научная реставрационная школа. Здесь будущих мастеров обучали всему, что было на тот момент известно о технологиях реставрации, разработанных на протяжении многих лет.
Химик, художник и историк в одном лице

Надо сказать, что реставрация – работа уникальная. Каждый предмет искусства (будь то металл, ткань, кожа, стекло, живопись или графика) предполагает ряд технологических реставрационных процессов. Все они очень разные, с применением самых различных материалов, отличающихся друг от друга физическими и химическими свойствами. Именно поэтому каждый из профессиональных реставраторов имеет узкую направленность: реставратор по ткани, реставратор по живописи, по графике, по металлу и т. д. И все же каждый из них должен быть и химиком, и математиком, знать физические свойства материалов, с которыми имеет дело. Он должен иметь обширные знания по истории искусств и истории вообще. А еще – быть талантливым художником. Только по-настоящему творческий человек способен оценить произведение искусства и не навредить ему в процессе реставрации.

В России существуют специальные учебные заведения, где готовят реставраторов. В институте им. Репина (г. Санкт-Петербург) на факультете реставрации проводится комплексное обучение. В течение пяти лет будущие реставраторы изучают искусствоведческие дисциплины, технику живописи и рисунка, химию, физику, технологии материала.

Надо сказать, что во время учебы в вузе студенты осваивают лишь теоретический материал, который впоследствии, по окончании института, нужно уметь применять на практике. Практический же опыт накапливается постепенно, в течение многих лет. После института реставраторы обучаются в реставрационных мастерских. Здесь они уже на деле знакомятся со многими особенностями и тонкостями выбранной профессии.

Среди реставрационных мастерских особенно известны две: художественные мастерские им. Грабарей (здесь готовят реставраторов для российских музеев) и Всероссийский научно-исследовательский реставрационный Институт. О нем нужно рассказать подробней.

Здесь проводят практические реставрационные работы на материалах новых научных открытий, разрабатываются и апробируются новые методики реставрации. Как, скажем, влияет тот или иной метод, раствор или вещество на произведение искусства? Ответ на этот вопрос можно дать лишь экспериментальным путем. Только научно обоснованная технология допускается к реставрационным работам. Естественно, все эксперименты ведутся только на тех произведениях, которые не имеют художественной ценности.
Этот сложный процесс реставрации

Теперь поговорим непосредственно о самом процессе реставрации. В первую очередь мастер должен определить, насколько сильны повреждения поступившего экспоната. В зависимости от этого будут проводиться реставрационные работы: либо необходима полная реставрация, либо частичная, или же достаточно одной консервации (то есть закрепления), чтобы приостановить процесс разрушения.

Вот, на реставрацию поступает, скажем, холст с авторской живописью. Если разрушения частичные, такие как частичное шелушение красочного слоя, трещины по красочному слою (крокелюры), достаточно сделать консервацию, укрепление этого самого слоя.

Но бывает и так, что холст поступает с прорывами, причем различного характера: травматические (возникшие, например, в результате транспортировки) или от плохого хранения. Встречаются прорывы холста достаточно сложные, даже с утратами авторского холста. В этом случае уместно говорить о частичной реконструкции, восстановлении недостающего участка. Для этого сначала подбирается холст, близкий к авторскому. При этом идет длительный поиск: тщательно изучается оригинал, его переплетение, учитывается толщина и качество (льняной, конопляный, хлопчатобумажный). Затем делается шаблон вставки, и уже по этому шаблону снимается выкройка на новом холсте. Очень ответственным является момент, когда делается непосредственно вставка недостающего фрагмента холста в прорыв, – рисунок краев новой вставки должен четко отображать край прорыва на оригинале. И только потом фрагмент закрепляется с помощью специального клея. В результате новая вставка должна образовывать с полотном однородную поверхность. Она, можно сказать, вживляется в ткань полотна. Поэтому профессия реставратора в чем-то сродни профессии хирурга.

И в завершение, с лицевой стороны подводится специальный грунт, подобранный под авторский. Грунт шлифуется вровень с поверхностью живописи. Если живопись фактурная, то по грунту наносится рисунок – полная имитация мазка от кисти. А затем – живописные тонировки по грунту. И вот, перед нами готовое полотно. Но это еще не все. Теперь его нужно суметь сохранить.

Любое произведение искусства, в том числе и отреставрированное, требует особых условий хранения. Имеет значение абсолютно все: температура воздуха, его влажность, освещение, проветриваемость помещения. Знание всего этого приходит к реставратору с годами, многолетним опытом работы и наблюдений. Именно поэтому профессия реставратора – призвание от Бога. Любая реставрация, будь то восстановление живописи, мебели или рукописей, – процесс очень сложный, трудоемкий, требующий больших временных затрат. Порой на восстановление одной вещи уходит от месяца до года. Таким образом, результаты работы видны только через очень долгий промежуток времени. А до этого – кропотливый, рутинный труд. Может быть, по этой причине сегодня в России мало профессиональных реставраторов, хотя необходимость в таких людях очень велика.
Золотые правила реставратора

Все люди, выбравшие для себя профессию реставратора, – художники. Они помогают сохранить связь прошлого с настоящим и будущим. Вещи, с которыми приходится иметь дело, требуют особого, бережного соприкосновения, иначе их можно потерять, и уже навсегда.

На сегодняшний день реставрация – процесс многократно проверенный, максимально выверенный и точный. Было открыто множество материалов, которые могут облегчить работу реставратора. Это произошло опытным путем, в течение многих лет. Если же мастеру не известны свойства материала с учетом функционирования во времени, применять его ни один реставратор не имеет права. Всегда надо знать и учитывать, как процесс реставрации отразиться на произведении в будущем.

Главное правило профессионала-реставратора: не навреди. И еще: лучшее – враг хорошего. Не надо делать лучше, чем было, нужно делать честно. В этом заключена добрая половина успеха.

Стать хорошим реставратором можно при наличии у человека, во-первых, сильного желания познать все секреты этой профессии, не боясь посвятить этому всю жизнь, а во-вторых, – хороших учителей, настоящих мастеров своего дела, которые бы передали ученикам свой опыт.

Tags: ,

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин