Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

«Дядя Робинзон»: первая «робинзонада» Жюля Верна



Отсюда видно, как методично и настойчиво, на протяжении всей своей творческой жизни, Жюль Верн продолжал развивать и совершенствовать первоначальные замыслы и планы.

Все эти примеры говорят о единстве замысла «Необыкновенных путешествий». Между романами существуют внутренние и логические связи. Каждый роман в отдельности — самостоятельное произведение. Шестьдесят пять романов, вместе взятые, образуют гигантскую эпопею. Темы и сюжеты, намеченные в ранних книгах, получают свое развитие в более поздних.

Некоторые романы образуют законченные циклы.9 Герои и события, уже известные читателям, неоднократно упоминаются, в той или иной связи, в последующих томах. Выпустив первый роман в начале 1863 года, Жюль Верн уже представлял себе в общих чертах замысел и характер всей эпопеи, работа над которой растянулась на четыре с лишним десятилетия. Стремление к универсальному охвату явлений — характерная черта французской реалистической прозы XIX века. Писатели стараются опереться на научные факты и теории. В литературу вводятся методы научного исследования.

Закономерности, обнаруженные в мире животных, зачастую механически переносятся на жизнь общества. Приемы классификации видов животных и растений используются в. описании людей разного общественного состояния, профессий, возраста, пола, национальностей и т. п. От накопления частных фактов и признаков ученые переходят к широким обобщениям, от анализа к синтезу, к сочетанию методов дедуктивных с индуктивными. В единичных жизненных обстоятельствах писатели ищут проявления типического, от отдельных человеческих судеб поднимаются до изображения всего общества. Романы объединяются в циклы. Циклы превращаются в эпопеи.

Бальзак в романе Гобсек и Золя в понимают по-разному взаимозависимость частного и общего, случайного и необходимого, но в основном приходят к сходным выводам и результатам. Бальзак и Золя создали во французской литературе замечательную традицию реалистического социального эпоса, охватывающего разные стороны жизни общества в определенный исторический период. На фоне «Человеческой комедии» «Необыкновенные путешествия» выглядят как произведение в высшей степени своеобразное, но вместе с тем и характерное для французской реалистической литературы прошлого столетия. Бальзак хотел изобразить человека и жизнь, написать книгу о Франции XIX века. Золя хотел написать «биологическую и социальную историю. Но тот и другой создали нечто большее — всеобъемлющую реалистическую эпопею жизни французского общества первой и второй трети XIX века. Бальзак и Золя используют науку как вспомогательное средство. Она помогает организовать материал, подсказывает методы исследования и изображения жизни общества во всех его разветвлениях. Жюль Верн написал эпопею о науке и ее возможностях. Наука здесь не только подсказывает методы изображения, но сама становится темой и содержанием произведений.

Науку, которая наделила человека могуществом и помогла ему проникнуть в тайны природы, Жюль Верн сделал своей музой. Человека науки, через которого природа познает самое себя, он сделал своим героем. Бальзак и Золя создали социальный эпос. Жюль Верн создал научный эпос, придав гигантский размах тому жанру повествования, который несправедливо считался и до сих пор считается многими критиками второстепенным. Разумеется, «Необыкновенные путешествия» как художественное произведение не следует сопоставлять с «Человеческой комедией». В своей области Жюль Верн был очень талантлив, но к его книгам нужно подходить с другой меркой: они написаны для детей и преследуют совсем иные цели.

«Необыкновенные путешествия» Верна один из притоков той же самой полноводной реки, которая вынесла в океан мировой литературы «Человеческую комедию» Бальзака и Золя.

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин