Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Галерея «Дом Нащокина»



В галерее «Дом Нащокина» представлено творчество самых лучших и талантливых представителей своего времени, направления, жанра. Галерея открылась в мае 1994 года выставкой графики Михаила Шемякина. Это был правильный расчёт: ворваться в художественную жизнь искушённой Москвы без просительной интонации.
«Мы и раньше имели много друзей, но после той юбилейной выставки имя Нащокина стало еще каким-то особым ключиком, открывшим нам двери уникальных музеев».

Хозяйка «Дома Нащокина» Наталия Рюрикова – по духу мореплаватель из эпохи Великих географических открытий. Все последующие экспозиции посвящались художникам-шестидесятникам, долгие годы не являющиеся «пророками в своём отечестве». Благодаря этим персональным выставкам мы впервые в постсоветское время увидели работы Олега Целкова, Эрнста Неизвестного, Дмитрия Плавинского, Юрия Купера, а также живших в Москве Михаила Шварцмана, Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева, Артура Фонвизина… Позже заполнилась и современная tabula rasa: к нам приблизились Наталья Нестерова, Владимир Войнович, Александр Петров. С директором галереи, главным редактором журнала «Киносценарии» Наталией Рюриковой мы оглядываемся назад и смотрим вперёд и в этой беседе.

- Наталия Петровна, кроме художественного направления ваша галерея делает фотовыставки, посвященные жизни и творчеству Рудольфа Нуриева, Марлен Дитрих, Джорджа Баланчина, Лени Рифеншталь, Мэрилин Монро. Ставки не на этику – на эстетику. Как вы думаете, бывший хозяин Павел Нащокин был бы не против такого продолжения жизни его дома?

Хочу сказать, что мы бесконечно любим нашего Павла Воиновича. Он вовсе не бывший хозяин, потому что всегда незримо присутствует здесь, в этом замечательном доме в Воротниковском переулке, где часто бывал его друг Александр Сергеевич Пушкин, читал главы из романа «Евгений Онегин».

Пушкин очень любил Нащокина. Ведь перед своей свадьбой в феврале 1831 года он устроил «мальчишник», где собрались только самые близкие ему люди: Евгений Баратынский, Петр Вяземский, ну, и, конечно, «любезный Павел Воинович» – так в письмах обращался поэт к своему другу. А в других вздыхал: «Только Нащокин меня и любит». Еще этот дом знаменит тем, что именно здесь Пушкин прожил восемнадцать дней в свой последний приезд в Москву весной 1836 года.

Бывал тут и Николай Васильевич Гоголь с чтением своих страниц из «Мёртвых душ». С именем Нащокина связывалось всё, что было лучшего в двадцатых годах XIX столетия. Сюда приезжали замечательные представители литературного, артистического и музыкального мира.

Зимой 2002 года мы совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Третьяковкой, Историческим, Литературным музеями и многими другими делали выставку, посвященную 200-летию Павла Воиновича. Мы и раньше имели много друзей, но после той юбилейной выставки имя Нащокина стало еще каким-то особым ключиком, открывшим нам двери уникальных музеев. Нам даже удалось получить портрет Павла Воиновича из Швеции работы Карла Петера Мазера, в России известного своей портретной галереей декабристов.

Мало кто знает, что Павел Нащокин, следуя тогдашней европейской традиции, создал свою квартиру в миниатюре со всеми находящимися в ней предметами обстановки: столами, накрытыми для обеда, стульями с плетёными сиденьями, золочёными бронзовыми люстрами. На ломберном столе даже лежала колода карт – всё, как в настоящем доме. Среди экспонатов даже и рояль с канделябрами на консолях, и всё величиной в несколько сантиметров. И всем этим могли полюбоваться наши гости.

Но галерея – это не музей. Она живёт современностью. Хотя нам, конечно, близка идея выставочных ретроспекций, оглядываться на ушедшие эпохи всегда интересно. На днях мы, кстати, открылись выставку художника Владимира Качанова «По старым бульварам московским» – около 40 пейзажей с изображениями уходящей Москвы за 40 лет, которую можно посмотреть бесплатно. И в рамках её пройдет цикл вечеров, посвященных московским бульварам и организованных историко-культурологическим проектом «Москва, которой нет».

- Вы также являетесь главным редактором журнала «Киносценарии». Среди друзей вашего Дома есть даже самый знаменитый сценарист Тонино Гуэрра, кстати сказать, тоже потрясающий художник. Откуда у вас любовь к живописи и кинематографу?

Передалась по наследству. Мой отец Пётр Исидорович Пашкевич был профессором ВГИКа, знаменитым художником кино. Он работал со Станиславом Ростоцким, Леонидом Луковым, Марком Донским… Он был главным художником киностудии имени Горького. С Сергеем Герасимовым он делал «Красное и чёрное» по Стендалю, с Юрием Егоровым – «Добровольцев», со Львом Кулиджановым – «Преступление и наказание», с Василием Шукшиным «Печки-лавочки».

Главной творческой мечтой Шукшина было желание снять «Степана Разина». В 1967 они вместе с папой ездили по волжским городам, выбирали натуру для будущего фильма о Степане Разине. Они нашли немало интересных исторических объектов, и Астрахань была последним волжским городом на их пути. Там они должны были найти места для съемок. В это время в Астрахани вспыхнула эпидемия холеры. Папа попал в больницу по подозрению на страшный диагноз. А Василий Шукшин оказался на карантине в гостинице, отрезанной от всего мира. Целый месяц их не могли найти родные и близкие, ведь тогда известия об эпидемиях холеры замалчивались. Спустя полтора месяца Шукшин и папа вернулись в Москву, но студия им. М. Горького к тому моменту закрыла проект. Всё, что осталось от несостоявшегося фильма о Степане Разине – это отцовские эскизы, сценарий Шукшина «Я пришёл дать вам волю» и воспоминания современников. И большая выставка в «Доме Нащокина». Эту линию в жизни продолжила и моя дочь Анастасия Рюрикова-Саймс, ее называют лучшим театральным художником Вашингтона.
«Обнаженная натура – идеальный материал для изучения анатомии, с другой стороны – ключ в сферу эмоционально-чувствительных отношений».

Мой брат Андрей Пашкевич тоже стал художником, его направление – это политэкология в живописи. Правда, мой отец не хотел, чтобы он рисовал, поэтому Андрей нигде толком и не учился. Но он всегда был очень способным.

- Я помню работу, представленную на «Ретроспективе», где сиамский кот Андрея Пашкевича везёт на себе героев картины нашего любимого сказочника Владимира Любарова «Впередсмотрящий». Хорошую метафору он нашёл: мужик сел на плечи другому, которому сам же закрыл глаза руками.

Владимира Любарова обожают и на Западе! В Бельгии, Германии, Франции, Швейцарии… В нашей галерее прошло две его персональные выставки. Каждый раз, когда я еду в Америку к дочери, везу с собой календари с иллюстрациями Любарова. Их буквально вырывают из рук!

В этом году галерее 15 лет. Вы делали себе много подарков: завершается выставка живописи и графики армянской художницы Гаянэ Хачатурян, скульптура Михаила Дронова, но самой замечательной, на мой взгляд, стала экспозиция «Hasta siempre!» («Встретимся в Вечности»), посвященная Че Геваре и 50-летию Кубинской революции.

Выставка получилась уникальная. Мы смогли показать не Че Гевару-брэнд, растиражированный Уорхоллом, а великого человека со своей любовью к людям и революции, с харизмой и желанием преодолеть себя. Ведь мало кто знает, что Эрнесто с детства страдал тяжёлой формой астмы. Ему нужно было соблюдать постельный режим, а он сбегал на футбол, регби, бокс, так хотелось жить. Мы предоставили зрителю множество фотографий, сделанных его современниками и им собственноручно: там был и Тэтэ, «поросёнок», так звали его в семье, в шляпе и пончо на ослике, и юноша, влюбленный в свою принцессу Чичину, в нейлоновой рубашке, которую и стирал на себе, сидя в ванной… Были снимки, где Че с товарищами по медицинскому факультету в анатомическом театре, где он встречает рассвет на Мачу-Пикчу в священном городе империи инков во время знаменитого путешествия с Альберто Гранадосом, на других – с первой женой революционеркой Ильдой Гадеа, со второй женой Алейдой, тоже революционеркой, среди детей…

- Галерея «Дом Нащокина» словно катает своих гостей на «машине времени». В декабре вы открываете сенсационную выставку «Обнаженная натура. XX век», где будет представлена живопись, скульптура, графика.

Эта выставка будет работать до 14 февраля следующего года. Не хочется называть её проектом, ведь красота человеческого тела плохо описывается в таких понятиях, но, думаю, зрителя мы удивим её масштабами, представляя 160 работ 100 художников. В экспозицию войдут картины и скульптуры лучших мастеров прошлого столетия. Выставка «Обнаженная натура. ХХ век» даст представление обо всем диапазоне художественных течений и направлений в русской живописи этого периода в жанре ню.

- Мне кажется, что мы сегодня почти утратили желание наслаждаться эстетически телесной красотой…

Сегодня мало кто пишет ню. И это вполне объясняется – агрессия физиологизма, которая хлещет с экранов и наружной рекламы. Обнаженная натура – не просто жанр живописи, но и символ мирового искусства. ХХ век, который стал переломным не только в истории России, но и в ее художественной жизни. Все основные художественные течения Запада (постимпрессионизм, символизм, абстракционизм, кубизм и т. д.) нашли свое преломление в творчестве русских мастеров прошлого века, существуя параллельно с официальной советской живописью, заложившей основу современной художественной школы.

Мы даём любителям искусства не только сравнивать творчество представителей разных течений, но и понять, как менялся художник в рамках самого себя. Ведь может пройти каких-то пять-шесть лет, и рука мастера перестаёт напоминать саму себя. И это увлекает. Вы можете увидеть, как Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова писали натуру под влиянием конструктивизма, или как работал Александр Дейнека и Аркадий Пластов в более позднее время, когда в Советском Союзе развернулась кампания по борьбе с формализмом, и утвердился советский реализм.

У нас будут картины Артура Фонвизина, Роберта Фалька, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева. Это весьма представительный ряд художников, которые, несмотря на железный занавес, продолжали следить за веяниями Запада, вызывая своим творчеством восхищение у приезжавших в Москву иностранцев и соотечественников, приобщившихся к миру неофициального искусства. Их эксперименты с обнаженной натурой и сегодня продолжают удивлять своеобразием и оригинальностью. Вы сможете увидеть «Лежащую с таксой» Андрея Васнецова, удивиться тому, как обнаженная Бориса Мессерера изгибает руки в локте, делая их похожими на лепестки рядом стоящих цветов, насладиться локоном женщины, похожим на любимый древними греками меандр, у Вадима Сидура…

Искусствовед Мария Вяжевич, друг нашей галереи, пишет, что обнаженная натура – идеальный материал для изучения анатомии, с другой стороны – ключ в сферу эмоционально-чувствительных отношений. Тут уж вам выбирать: кем вы придёте к нам – анатомом или поэтом.

Решили мы купить диван еврокнижка софия для нашего дома.

Tags:

Comments are closed.


По информации: http://www.barcelona-today.ru/4324.html.
 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин