Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Икебана Согэцу: искусство Травы и Луны



Японская икебана – не просто композиция из цветов, призванная украсить жизненное пространство человека. В отличие от европейского понятия о цветочном дизайне как о прикладной области творчества, икебана – искусство, рождающее идеи, художественные образы, целую философию.

«Из натурального цветка расцветает другой цветок, который мы называем икебана. Важно, чтобы этот цветок по-настоящему расцвел. А для того, чтобы он расцвел, необходимо присутствие замысла и искусства. Но в конечном счете люди смотрят не на искусство рук мастера и его замысел, а на цветок, выросший из-под его рук» – так учил создатель искусства икебаны Согэцу Софу Тэсигахара.

Авангардная икебана
Икебана появилась в Японии как искусство составления ритуальных букетов для храма. Являясь бескровным жертвоприношением богам, она содержала глубокую символику – познания Вселенной, познания мира через природу. С течением времени сложились довольно жесткие каноны, по которым следовало строить композиции. В традиционной икебане существует 11 элементов, из которых основных три: «син» – небо, «соэ» – человек, «хикаэ» – земля.

В Японии икебана существует как равноправный вид искусства наряду с японской поэзией, театром Но, каллиграфией, боевыми искусствами. Пожалуй, она занимает в японской культуре то место, которое в европейской принадлежит станковой живописи (которой на Востоке не было). Точно так же Согэцу, будучи авангардным направлением, соответствует европейской авангардной живописи, принципы которой были внесены в японскую культуру Софу Тэсигахара – основателем направления и школы Согэцу.

Авангардная школа икебаны появилась в 1927 году, в 1950-х она стала популярной во всем мире. Японское слово «Согэцу» состоит из двух иероглифов, означающих «трава» и «луна». Назвав так свое искусство, Софу Тэсигахара – талантливый скульптор, художник и каллиграф – заявил тем самым о стремлении выражать средствами икебаны все многообразие жизни, существующей между луной и травой. Западная пресса называла его «Пикассо цветов», а Согэцу художественный мир воспринял как одно из направлений современного изобразительного искусства. Сейчас только в Токио более миллиона человек занимается Согэцу, школа популярна в 130 странах мира, в том числе в США. Около десяти лет один из ее филиалов существует в Москве.

Нет предела творчеству
В отличие от традиционной икебаны, признающей только натуральные материалы: ветки, коряги, листья, цветы, Согэцу использует и неживой материал: металл, стекло, пластик, ткань, любые предметы. Сырье позволено всячески видоизменять: окрашивать ветки, расщеплять бамбук. В Японии даже существует специальный завод, изготавливающий для школы Согэцу отбеленный и окрашенный растительный материал. Кроме того, в композициях применяется специальная бумага с вкраплениями растительных волокон, металлизированные гальваническим способом ветки и листья и т. д.

Согэцу – более демократичное и свободное от канонов искусство, чем традиционная икебана. Если последняя предназначалась для храмов, чайных церемоний и официальных торжеств, то икебана Согэцу может сопровождать человека в повседневной жизни: дома, на улице, в универмагах и даже в офисе. Это динамичное искусство: развиваясь, оно идет в ногу с современностью и рождает новые формы существования. Так появились лэнд-арт, хана-авеню (цветочные улицы), оформление витрин и оформление сцен с помощью икебаны.

Наиболее привычный тип композиций – камерные, которыми можно украсить стол, комнату в доме. Для общественных мест и офисов делаются монументальные икебаны. Лэнд-арт – это композиции на улицах. Они отличаются крупными, массивными формами, яркостью, броскостью и призваны оживлять, смягчать агрессивную среду города. Но при этом скульптуры Согэцу не просто несут декоративную функцию, они содержат глубокие образы, философию икебаны и приглашают к созерцанию того, кто открыт для этого.

Как этому научиться
В московском филиале Согэцу любой желающий может постичь основы икебаны школы Согэцу. Обучение включает четыре ступени. На первых двух ученики изучают традицию икебаны, все основные каноны и принципы этого искусства по методике Софу Тэсигахара. Они учатся комбинировать три основных элемента: син, соэ, хикаэ – и составлять канонические композиции по диаграммам. Основных стилей (вариантов расположения элементов) несколько: вертикальный, наклонный, горизонтальный и их зеркальные формы. Существует два основных типа композиций: нагэирэ (композиция в высокой вазе) и морибана (композиция в низкой вазе). В итоге ученик осваивает 16 основных форм, которые можно сделать из любого растительного материала.

Свободно владея навыками составления канонических композиций, ученики переходят на следующий этап. Последние две ступени – обучение по методике, разработанной Хироси Тэсигахара. Это работа со свободными формами. Третья ступень предполагает свободу от канонов, однако эстетическая интуиция, выработанная учениками на предыдущих этапах, делает свое дело. Она помогает увидеть неправильный угол наклона, неверные пропорции, соотношения линий, массы и цвета. Композиции на этом этапе уже составляются не по диаграммам, а исходя из художественного замысла автора. Главное внимание уделяется балансу – равновесию, гармоничности композиций.

Обучение на четвертой ступени напоминает игру «разбери и собери»: материалы, будь то ветка, коряга, цветок, делятся на составные части, а затем составляется композиция, как бы воспроизводящая целое, но в то же время содержащая нечто, чего не было в исходном материале. Так рождается новая форма, новый образ, наполненный художественным видением автора, который при этом хранит память первоначального цветка, коряги или ветки. Высказывание основателя школы: «Икебана – это искусство среза» как нельзя более актуально на этом этапе обучения.

Создавать не красоту, а характеры
«Резать, резать, резать» – этот принцип, сформулированный Софу Тэсигахара, обрекает цветы на смерть и одновременно на обретение новой жизни. Став современной, икебана перестала быть жертвоприношением богам, но осталась жертвоприношением искусству. Поэтому для работы с икебаной требуется сосредоточенность и особый настрой. Среди 50 заповедей икебаны есть такие:

• Дух икебаны не стареет, но каждый делает букет по-своему.
• Даже в одном цветке и одной ветке должна быть отражена Великая Природа.
• Делая букет, надо в душе поговорить с цветком.
• Приступайте к составлению композиции с соответствующим настроением, спокойно, внимательно.
• Икебана – это не только картина, но и музыка и скульптура.
• Глаз, рука и сердце составителя букета не должна быть в плену у правил.

Текст: Мария Лукьянова

Tags:

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин