Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Объемная живопись



Принято считать, что сейчас в дизайне интерьера наступила эпоха господства «неформальных» и лаконичных стилей, однако, это всего лишь одна из тенденций, и классический дворцовый стиль не только не сдает позиций, но, наоборот, возвращается в моду. А вместе с ним и его атрибуты – роскошные ткани, позолота, дорогие светильники и лепной декор, который становится сегодня все более и более востребованным.

Под лепным декором обычно понимают всевозможные розетки, карнизы, капители, барельефы и горельефы. Изготовленные из гипса или из других аналогичных материалов, они придают законченность, изысканность и уникальность интерьеру, выполненному в дворцовом стиле. Особая же роль отводится барельефам – подлинной живописи в гипсе.

Старые идеи, новые материалы

Материалы, из которых изготавливаются барельефы и горельефы, не очень сильно изменились за прошедшее время. Это, как и прежде, гипсовые и штукатурные смеси. Но теперь к ним добавились бетонные смеси и заливочные массы на основе ветонита, пластмасса и полиуретан.
Также не изменился и принцип создания барельефов: ведь по сути дела барельеф – это модель, которая наполняется той или иной заливочной массой в зависимости от требований в каждом конкретном случае. Чаще всего для создания барельефов используют гипс, цемент, полиуретан, пластмассу.
Гипс очень хорош для проработки деталей. К тому же он очень хорош как подложка для краски, позолоты и т.п.
Цементная заливка смотрится значительно более грубо и используется чаще всего для фасадов, где требуется устойчивость к неблагоприятным погодным условиям. Цементная заливка в интерьерах как правило не используется. Кроме того, барельефы, выполненные в цементе, сложно поддаются окраске.
Пластмассовая заливка преимущественно используется в помещениях с высокой влажностью – например, в ванных, саунах и т.п. Готовый барельеф на основе пластмассовой заливки покрывается влагостойкой эмалью или специфическими покрытиями, обеспечивающими дополнительную влагоустойчивость.
Полиуретан был специально изобретен для изготовления массовых художественных изделий. Главным недостатком полиуретановых барельефов является невозможность проработки мелких деталей.
Сами барельефы можно сделать просто белыми, крашеными, а можно имитировать поверхность под какую-нибудь эффектную фактуру. Последнее время стали очень популярны барельефы с поверхностью под керамику, различные породы древесины и натуральный камень.

Не хуже, чем в Эрмитаже
Процесс создания барельефа выглядит так: сначала художник рисует эскиз многофигурной композиции на заданную тему – это может быть создание принципиально новой композиции или воспроизведение уже существующего известного барельефа. В процессе создания многофигурной композиции художник также определяется и со степенью выраженности объема барельефа, так как, несмотря на то, что любой барельеф по правилам должен выступать над плоскостью не более чем на половину своего объема, его глубина может варьироваться в пределах этих границ. Если композиция составлена неудачно, то барельеф, как художественный объект, потеряет свою целостность и не будет смотреться.
Вся композиция выполняется в пластилине. Затем пластилин заливается расплавленной резиной, которая, застывая, образует резиновую форму, точно повторяющую все компоненты барельефа. После этого производится черновая отливка – в готовую резиновую форму заливается гипс и производится первая «рабочая» отливка барельефа из гипса.
Следующий этап работы над барельефом – это проработка мелких деталей на черновой отливке. Художник резцами прорабатывает группы мышц у фигур, изображенных на барельефе, складки одежды, прожилки листьев и т.п. Эта мелкая работа, которая на первый взгляд как будто бы и незаметна, очень важна: без нее барельеф выглядит неинтересным и «слепым». От тщательности проработки таких деталей во многом зависит выразительность всего барельефа.
Уже с этой тщательно проработанной модели делается еще одна резиновая форма, в которой будет отлит уже окончательный вариант барельефа. Именно такая многоступенчатая технология изготовления барельефов позволяет решить в этой технике практически любую художественную задачу – сделать «не хуже, чем в Эрмитаже».
В изготовлении барельефов, как правило, задействованы специалисты, не понаслышке знакомые с музейными барельефами, так как многие из них работали реставраторами или были связаны с нашей реставрационной школой. Многие из них работали над реставрацией и воссозданием барельефов для дворцов и театров нашего города. Поэтому сейчас по желанию заказчика скульпторы могут воспроизвести копию практически любого известного барельефа. Очень часто заказчики привозят фотографии и каталоги лепного декора из зарубежных поездок и российские мастера по этим изображениям воссоздают барельефы.
Но, конечно, помимо барельефов, изготовленных на заказ, каждая мастерская, занимающаяся созданием барельефов, имеет коллекции уже готовых барельефов, которые как правило в три-пять раз дешевле, чем аналогичные барельефы, но изготовленные на заказ. При этом такие коллекции имеют определенное стилевое и тематическое разнообразие: в них обычно представлены барельефы, выполненные в стиле различных эпох, барельефы на самые различные сюжеты.
В дизайне интерьера может использоваться как один единственный барельеф, исполняющий роль акцента, так и несколько барельефов, составляющих единый смысловой или стилистический ряд, поддержанный соответствующе решенными карнизами, капителями пилястр, розетками и даже скульптурными композициями.

Мария Петровская

Tags:

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин