Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Джованни Баттиста Тьеполо



Джованни Баттиста Тьеполо – крупнейший художник итальянского барокко, мастер фресок и гравюр, рисовальщик и гравёр, последний великий представитель венецианской школы XVIII в. Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI XVIII вв. Фрески и картины Тьеполо принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства. Тьеполо выступал также как портретист, был замечательным графиком, автором многочисленных рисунков и офортов. Тьеполо пользовался широкой славой, много работал для иностранных дворов (архиепископская резиденция в Вюрцбурге, королевский дворец в Мадриде), избирался президентом венецианской академии художеств.

Джованни Баттиста Тьеполо родился в 1696 г. в Венеции. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяцетты. В восемнадцать лет был принят в гильдию художников. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане, Вюрцбурге и Мадриде. Для ранних работ Тьеполо (1716 34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах. К вершинам раннего творчества Тьеполо относятся фрески, украсившие Патриарший дворец в Удине, куда художник был приглашен в 1726 г. Декорация различных помещений дворца опирается, главным образом, на сюжеты из ветхозаветной книги Бытия. В галерее, или так называемой “Розовой комнате” на потолке изображена большая композиция “Суд Соломона”, окруженная четырьмя пророками.
В 1735 – 50 гг. произведения Тьеполо обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами. В 1750 – 60-х гг. Тьеполо пользуется широкой славой, много работает для иностранных дворов, избирается президентом венецианской академии художеств (1756-58). В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы, отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков. Подлинным шедевром декоративно-монументальной живописи стали росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции, в которых Тьеполо использовал сюжеты из истории древнеримского полководца Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Большая зала дворца, возвышающаяся на два этажа, полностью покрыта фресками, в создании которых участвовал также художник-перспективист Менгоззи Колонна. Стены комнаты были раздвинуты иллюзионистским изображением архитектурных элементов, в которые были органично включены реальные двери и окна. Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены “Встреча Антония и Клеопатры” и “Пир Клеопатры”, создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа. Непременным атрибутом художественного метода Тьеполо, для которого характерны острый ум и ирония, является большое количество бытовых деталей. Слуги, солдаты, музыканты и другие персонажи заполняют залу столь естественно, что зритель невольно начинает сомневаться: это свита Клеопатры или настоящая прислуга дворца?
В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау. Расписывать резиденцию художнику помогали его сыновья двадцатичетырехлетний Доменико и четырнадцатилетний Лоренцо. Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура “Гения империи”, к которому Аполлон подводит бургундскую невесту, и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых “Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской”. Архиепископ был весьма доволен декорацией тронного зала, и в следующем, 1752 г. пригласил художника расписать плафон над парадной лестницей.
Здесь на площади около 650 квадратных метров художник поместил композицию “Олимп и четыре части света”. Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят в бесконечном пространстве. В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит. Например, Америка представлена красавицей-индианкой, восседающей на огромном крокодиле
(“Аполлон и континенты”). Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного. Вследствие сырого климата работать над фресками в резиденции Вюрцбурга можно было только весной и летом. Поэтому в осенне-зимний период Тьеполо писал маслом. В Германии художник создал целый ряд великолепных станковых произведений, в которых сюжет явился лишь поводом для
захватывающих, красочных образов.
В 1757 г. Тьеполо и его сын Джандоменико были приглашены в Виченцу для украшения виллы Вальмарана. Тьеполо расписал фресками вестибюль и четыре комнаты первого этажа, Джандоменико – гостевую половину. По замыслу художников, веселые жанровые сценки Джандоменико, изображавшие крестьян и купцов, должны были контрастировать с благородными трагическими сценами, которые воплотил в своей работе сам Тьеполо. Это сюжеты, заимствованные из таких произведений как “Илиада” Гомера (“Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону”), “Энеида” Вергилия (“Венера, являющаяся Энею на берегу Карфагена”), “Неистовый Роланд” Ариосто (“Анджелика и Медор у пастухов”) и “Освобожденный Иерусалим” Тассо (“Ринальдо, покидающий Армиду”).
К 1740 50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Тьеполо, поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники. В своем творчестве художник исключительно многогранен. Он пишет как мифологические картины (“Царство Флоры”), так и религиозные полотна (“Явление Богородицы доминиканским святым”, “Мученичество св. Агаты”, “Мадонна со щеглом”). Тьеполо выступает также как талантливый портретист (“Женщина с попугаем”).
В июне 1762 г. Тьеполо прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля для украшения тронной залы королевского дворца. Композиция “Слава Испании”, предварительный набросок которой был сделан художником еще в Венеции, по замыслу должна была прославить Испанию, которая в XVI-XVII вв. превратилась в одну из ведущих европейских держав. Несмотря на сложную структуру многочисленных фигурных элементов и их замысловатое значение, а также благодаря большому открытому пространству небесного свода, эта работа Тьеполо получилась самой светлой из всех его произведений. Декорация тронного зала была закончена в 1764 г. Король, весьма довольный работой художника, поручает ему расписать несколько других помещений дворца.

Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI – XVIII веков. Фрески и картины Тьеполо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов, принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства. Художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство.
Тьеполо был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов.

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни. Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

Нашей компании предстоит перерегистрация уже в следующем году.

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин