Рады приветствовать Вас на ежедневно обновляемом Арт Блоге - все самое интересное, яркое, забавное, полезное из мира живописи, искусства. Картины, художники, гении, творческие личности все это у нас. Оставайтесь с нами будет интересно!

Богоматерь Боголюбская. Иконa



Создание «Богоматери Боголюбской» тесно связано с историей переноса Андреем Боголюбским в 1155 году иконы Владимирской Богоматери из Вышгорода во Владимир-на-Клязьме. В возникновении нового богородичного образа наглядно воплотились православные формы сознания людей Древней Руси.

Когда княжеский кортеж с иконой отправился из Владимира к стольному граду Ростову и когда кони встали так, что никакие силы не могли их заставить продолжить путь, то это было воспринято как Божие знамение. «Тогда Андрей приказал петь молебен пред иконою Богоматери, и сам, повергшись на землю, со слезами молился Пресвятой Деве и дал обет на этом месте воздвигнуть в честь Ее каменный храм, — пишет ортодоксальный историк русской церкви митрополит Макарий. — С наступлением ночи князь вошел в шатер и, продолжая свою пламенную молитву, ровно в полночь удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая повелела ему не носить Ее чудотворного образа в Ростов, а поставить его во Владимире, на месте же настоящего видения соорудить храм во имя Рождества Ее и учредить обитель. Андрей немедленно заложил на том месте церковь и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Богоматерь в том виде, в каком Она ему явилась. Когда церковь была готова и освящена, князь установил в память чудесного явления Богоматери совершать ежегодно праздник 18-го июля; внес в церковь обе иконы: и принесенную из Вышгорода, сделавшуюся впоследствии известной под именем Владимирской Богоматери и вновь написанную; эту последнюю назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место, где явилась ему Пресвятая Дева, назвал Боголюбовым и сам начал прозываться Боголюбским. Потом близ новосозданной церкви и обители построил город Боголюбов и свой княжеский дом, который сделался самым любимым его местопребыванием. Все это происходило около 1158 г., когда Андрей Боголюбский был уже великим князем».

Обетная икона, написанная для князя Андрея, восходит к типу известного константинопольского образа «Богоматери Агиосоритиссы» (греч. — «святая заступница, просительница»). В каноне «Агиосоритисса» Божия Матерь пишется во весь рост, обычно развернутая на три четверти, с руками, молитвенно поднятыми по направлению к Ее Сыну, изображаемому в верхнем углу. В руке Она держит развернутый свиток с молитвой, обращенной к Нему. «Агиосоритисса» — единственный богородичный канон, в котором Божия Матерь изображается без Младенца Эммануила.

История возникновения и формирования этой иконографии крайне запутана. По Н. П. Кондакову, первые подобные изображения появились в Византии на свинцовых печатях «ранее IX—X столетия в Македонскую династию» (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2. — СПб., 1915. С. 296.). Вероятнее всего, первоначально этот иконографический тип походил на Богоматерь из деисусного чина, где Богородица также обращается к Христу с молением, и, по-видимому, неслучайно то, что деисус воспроизведен на этой иконе. В отличие от «Оранты», молящейся за весь род человеческий, «Агиосоритисса» выступает заступницей перед Богом Сыном только за избранных: правителя страны или ктитора храма, которые зачастую тоже писались на иконе припадающими к стопам Приснодевы. Но обратите внимание: на нашей иконе Андрей Боголюбский отсутствует.

Икона в очень плохом состоянии. При реставрация в 1918 году выяснилось, что первоначальный красочный слой уцелел мелкими распыленными фрагментами и образ Богородицы едва просматривается. Н. П. Кондаков, ознакомившись по фотографиям с раскрытым красочным слоем, констатировал, что «письмо это византийского характера <…> с типично греческой описью глаз, носа и губ, но, вероятно, русской работы» (Кондаков Н.П. Русская икона. Т.3. — Прага, 1931. С. 114.).

Вероятнее всего, «Богоматерь Боголюбскую» писали греческие иконописцы из окружения Андрея Боголюбского в первые годы правления князя: если не в 1157 году, то в 1158-м. Иконники могли приехать вместе с Андреем из Киева, где были налажены более тесные связи с патриаршим Константинополем и где нередко работали заезжие греки. Но возможно, как предполагает С. И. Масленицын, это был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комниной (второй жены Юрия Долгорукого) и оставшийся при дворе (Масленицын С.М. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157—1238 годы. — М., 1998. С. 49.).

Повторная реставрация, проведенная в 1963—1977 годах М. В. Романовой, подтвердившая «приемы константинопольской живописи», дала возможность виртуально восстановить колорит иконы. Утраченные участки живописи были восполнены тонировками, близкими по цвету к краскам XII века. Богоматерь предстоит в мафории кирпично-красных тонов и в темно-зеленом хитоне, который явственно выделялся на белом фоне. Пожалуй, это самая ранняя богородичная белофонная икона, дошедшая до наших дней.

Лики всех изображенных украшали венцы из благородных металлов. В мафорий Богородицы были вставлены настоящие драгоценности. На челе и плечах Девы Марии были золотые или эмалевые квадрифолии (четырехлистники). Примечательно, что глаза Боголюбской Богоматери были голубыми, тогда как по иконописной традиции они должны писаться карими.

«Богоматерь Боголюбская» — первая богородичная икона, возникшая на русской почве, хотя писал ее византийский мастер. Этому изводу предстоит долгая судьба в истории древнерусской иконописи. На протяжении веков иконописцы будут увеличивать число припадающих к ногам Богородицы, пока около нее не соберется великое множество православного люда. За этим стоит постепенное переосмысление первоначального иконного замысла: из патрональной княжеской иконы она превратилась в заступницу за весь русский народ.

Почитание иконы как чудотворной относится уже к московскому периоду русской истории. В начале XVI века икону, вероятно, приносили в Москву для починки, и с этого времени началось ее всенародное прославление. В XVII—XVIII веках отдавали предпочтение Боголюбской иконе с коленопреклоненным народом и множеством святых. Такие иконы именовались «Молением о народе». В XVIII—XIX веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; многократно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771 году. Известно несколько списков с чудотворной Боголюбской иконы, некоторые из них прославились чудотворениями.

При установлении Советской власти икону из Боголюбово-Рождественского монастыря забрали во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В наши дни «Богоматерь Боголюбская» передана в Княгинин женский монастырь во Владимире. Она стоит в особой климатической витрине-киоте в местном ряду иконостаса, крайняя слева от царских врат.

Празднование Божией Матери в честь Ее Боголюбской иконы совершается 1 июля (18 июня по старому стилю).

Нужно срочно купить холодильник bosch в гостинный домик.

Tags:

Comments are closed.



 
Rambler's Top100 Arts.In.UA Интернет магазин картин